ВНИМАНИЕ!
Задания 1 тура проекта для возрастных номинаций отличаются:
- 7-8 класс – онлайн-викторина, творческое задание;
- 9 класс – онлайн-викторина, расчетная задача, творческое задание;
- 10 класс – онлайн-викторина, расчетная задача, творческое задание;
- 11 класс – онлайн-викторина, расчетная задача, творческое задание.
-
Онлайн-викторина
Ответы на вопросы викторины участники подают с помощью онлайн тестирования через Виртуальный кабинет. Для доступа к форме приема ответов используйте логин (игровой номер) и пароль, полученные при регистрации.
-
Расчетная задача – только для возрастных номинаций 9, 10, 11 класс.
Результаты выполнения задания команды оформляют в одном файле (документ Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc). Файл загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Расчетное задание»).
-
Творческое задание
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файлов:
- Электронный текстовый документ (документ MicrosoftWord 97–2010 или OpenOffice.org Writer) + Презентация (MicrosoftPowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress) – загружаются единым архивом через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – "Загрузить работу").
- или можно подготовить видеофайл – загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – "Видеосюжет") .
Все загружаемые файлы должны соответствовать техническим требованиям.
Окончание приема ответов на задания 1 тура – 18-00 (мск) 30 октября 2012 г.
Вопросы онлайн-викторины
Номинация 7-8 классы
Задание 1
Какой из оксидов марганца в свободном виде не получен:
- MnO
- MnO2
- MnO3
- Mn2O7
Задание 2
В фарфоровую ступку насыпают примерно равные количества (по 2 шпателя) серного цвета и медного купороса. Тщательно растирают смесь. Что происходит при этом?
- изменяется цвет смеси, происходит химическое превращение
- цвет не изменяется, химическое превращение происходит
- цвет меняется, не происходит химического превращения
- цвет не меняется, ничего не происходит
Задание 3
Взвесили 0,1 г кристаллического фиолетового (краситель) и растворили в 1 л воды. С помощью бюретки определили объем 50 капель раствора, нашли, что объем одной капли составляет 0,04 мл. Сколько содержится капель в 1 л раствора, а в каждой капле исходного вещества?
- 250 капель и 0,0004 г исходного вещества
- 2500 капель и 0,0000004 г исходного вещества
- 2500 капель и 0,000004 г исходного вещества
- 25000 капель и 0,000004 г исходного вещества
Задание 4
На дно сухого цилиндра поместили один шпатель кристаллов йода, а на внутренней стенке закрепили фильтровальную бумагу, смоченную крахмальным клейстером, таким образом, чтобы она не касалась йода. Цилиндр закрывают стеклянной пластинкой (или пробкой). Какое явление наблюдают через некоторое время? Ответом служит название явления.Задание 5
В пробирку (1) с 2-3 мл раствора хлорида железа (III) добавляют 1-2 мл раствора роданида калия. В другую пробирку (2) с 3 мл воды добавляют на кончике шпателя порошок восстановленного железа и приливают несколько капель роданида калия. Что происходит в пробирках, какие признаки реакций наблюдаются? Выберите полный ответ из предлагаемых:
- в обеих пробирках наблюдается окрашивание
- в пробирке (1) наблюдается окрашивание, в пробирке (2) не наблюдается
- окрашивания не наблюдается ни в одной пробирке
- в пробирке (1) наблюдается окрашивание, что характеризует свойства ионов элемента Fe
Задание 6
3-4 мл керосина насытили сухим хлороводородом. Разделили на две части. Одну часть вылили в пробирку (2) с 2 мл воды. В каждую пробирку опустили несколько гранул цинка.Имеет ли место взаимодействие HCl с Zn? Выберите наиболее полное объяснение:
- водород выделяется в том и другом случае, так как связь в H-Cl ковалентная полярная
- водород выделяется только из пробирки (1), так как отсутствует вода
- водород выделяется из пробирки (2), так как HCl переходит в воду
- водород выделяется из пробирки (2), так как HCl переходит в воду; а связь в HCl становится ионной
Задание 7
Почти все металлы в мелкодисперсном состоянии имеют черный цвет и теряют присущий им блеск. Выберите правильный ответ:
- порошкообразные алюминий и медь сохраняют блеск и цвет
- порошкообразные магний и медь сохраняют цвет и блеск
- порошкообразная медь сохраняет только цвет
- порошкообразные алюминий и медь сохраняют только цвет
Задание 8
При перевозке слитков блестящего металла с Дальнего Востока в европейскую часть России в 1916 г. по прибытию в вагонах обнаружили не слитки металла, а серую пыль. Как называется причина этого превращения и какому металлу она свойственна?
- трансмутация, олово
- трансмутация, ртуть
- аллотропия, свинец
- аллотропия, олово
Задание 9
Выберите правильную характеристику:
- твердый водород притягивается магнитом, белое олово обладает свойствами металлов
- жидкий кислород обладает металлическим звоном, серое олово – свойствами металла
- твердый водород обладает металлическим звоном, жидкий кислород притягивается магнитом, серое олово – свойствами неметалла
- водород обладает хорошей теплопроводностью, белое олово обладает свойствами неметаллов
Задание 10
В раствор, содержащий гидроксид натрия массой 100 г, прилили раствор, содержащий азотную кислоту массой 100 г. Какова реакция полученного раствора?
- кислая
- щелочная
- нейтральная
Номинация 9 класс
Задание 1
Полная электронная формула атома элемента: 1s22s22p63s23p63d74s2. Каков порядковый номер? Ответом служит число.Задание 2
Чему равно число электронов в ионе Р-3? Ответом служит число.Задание 3
Составьте электронную формулу атома элемента с порядковым номером 16. Укажите максимальное число неспаренных электронов в возбужденном состоянии:
- 2
- 4
- 6
Задание 4
Укажите число нейтронов в ядре атома элемента, строение внешних уровней которого выражается формулой …3d64s2. Ответом служит число.Задание 5
В каком из приведенных рядов элементов электроотрицательность возрастает (слева направо):
- F-Cl-Br-I
- Li-Na-K- Rb
- S-Se-Te-Po
- Si-P-S-Cl
Задание 6
Дана схема превращений:
Определите вещества X и Y
- X – HCl, Y – Pb(NO3)2
- X – CuCl2, Y – HNO3
- X – Cl2, Y – Mg(NO3)2
- X – Cl2, Y – AgNO3
Задание 7
Жидкий кислород:
- бесцветен
- светло-голубой
- темно-синий
- черный
Задание 8
При реакции железа массой 8 г с хлором получили хлорид железа (III), который растворили в воде массой 200 г. Какова массовая доля полученного раствора?
- 5,15
- 10,31
- 15,46
- 20,62
Задание 9
Имеются два сосуда, заполненных смесями газов: а) Н2 и Cl2 б) Н2 и О2. Как изменится давление в сосудах при пропускании через эти смеси электрической искры?
- а – давление не изменится, б – давление уменьшится
- а – давление уменьшится, б – давление уменьшится
- а – давление увеличится, б – давление не изменится
- а – давление не изменится, б – давление не изменится
Задание 10
7,8 г смеси алюминия и оксида неизвестного двухвалентного металла обработали избытком раствора едкого натра. При сжигании на воздухе выделившегося газа образовалось 5,4 г воды. Для растворения твердого вещества, оставшегося после обработки смеси раствором щелочи, потребовалось 5,04 мл 36,5 %-ной соляной кислоты (плотность (1,19 г/мл). Определите формулу оксида. Ответом служит формула оксида неизвестного металла. Ответ вводить без пробелов, например: H2O.Номинация 10 класс
Задание 1
Молекулы: А) BF3, Б) NH3, В) ZnCl2 имеют следующую геометрию: 1) тетраэдр, 107о; 2) линейная молекула, 180о; 3) плоская молекула, угол между связями – 120о. Найдите соответствие между формулой молекулы и ее геометрией:
- А-1, Б-2, В-3
- А-2, Б-1, В-3
- А-3, Б-1, В-2
- А-3, Б-2, В-1
Задание 2
Температура кипения в ряду углеводородов состава С5Н12:
- увеличивается
- уменьшается
- не изменяется
Задание 3
Сколько вторичных атомов углерода содержится во всех структурных изомерах соединения состава С5Н10 (ациклические только)?
- 2
- 3
- 4
- нет правильного ответа
Задание 4
Атомы углерода в sp и sp2-гибридизации присутствуют в углеводороде
- 1
- 2
- 3
- 2 и 3
Задание 5
Какое вещество в одних условиях присоединяется, а в других вступает в реакцию замещения с этиленом:
- Н2
- Сl2
- HBr
- Br2
Задание 6
Укажите органическую кислоту, которая не взаимодействует с HCl:
- капроновая
- олеиновая
- аланин
- акриловая кислота
Задание 7
При каталитическом окислении 10 л бутана кислородом воздуха образовались уксусная кислота и вода. Каков объем израсходованного кислорода (в литрах)?
- 10
- 20
- 25
- 50
Задание 8
Масса оксида углерода (IV), образовавшегося при полном сгорании одноосновной карбоновой кислоты, в 2 раза больше массы кислоты. Установите молекулярную формулу кислоты:
- СН2О2;
- С2Н4О2
- С3Н6О2
- С4Н8О2
Задание 9
Образец вещества массой 2,96 г в реакции с избытком бария при комнатной температуре дает 489 мл водорода (измерено при 298 К и 101,3 кПа). При сожжении 55,5 мг того же вещества получили 99 мг оксида углерода (IV) и 40,5 мг воды. При полном испарении образца этого вещества массой 1,85 г его пары занимают объем 0,97 л при 473 К и 101,3 кПа. Какое вещество подвергли анализу? Приведите его молекулярную формулу. Ответ вводить без пробелов, например: H2O.
Задание 10
При пропускании смеси этана и ацетилена через склянку с бромной водой масса склянки увеличилась на 1,3 г. При полном сгорании исходной смеси углеводородов выделилось 14 л (н.у.) оксида углерода (IV). Каков состав исходной смеси углеводородов?
- ацетилен – 1,12 л, этан – 5,88 л
- ацетилен – 0,11 л, этан – 0,59 л
- ацетилен – 112 л, этан – 588 л
- ацетилен – 0,06 л, этан – 2,04 л
Номинация 11 класс
Задание 1
Найдите соответствие между веществом А) хлоридфениламмония; Б) нитробензол; В) метиламин; Г) анилин и его агрегатным состоянием: 1) газ, 2) жидкость, 3) твердое вещество
- А-2, Б-2, В-1, Г-3
- А-3, Б-2, В-1, Г-2
- А-3, Б-3, В-1, Г-2
- А-3, Б-2, В-2, Г-1
Задание 2
В о-метилбензальдегиде у атома углерода 1 степень окисления равна:
- -3
- -1
- 0
- +1
Выберите значение для С1.
Задание 3
Имеются 4 раствора кислот. В каком из них цинк растворяется с наибольшей скоростью?
- 0,01 М СН3СООН
- 1 М СН3СООН
- 0,01 М HCl
- 1 M HCl
Задание 4
Равновесие Н2(г) + Br2(г) = 2HBr (г) + Q смещается в сторону реакции (вправо) при:
- добавлении катализатора
- нагревании
- при увеличении концентрации водорода
- при увеличении давления
Задание 5
Какое утверждение правильно характеризует глюкозу?
- глюкоза содержит карбоксильную группу
- глюкоза – полисахарид
- глюкоза сильный окислитель
- глюкоза может быть как окислителем, так и восстановителей
Задание 6
Найдите коэффициенты для уравнения реакции
Ответом служат коэффициенты, приведенные в порядке, соответствующем уравнению реакции, и разделенные дефисом, без пробелов. Например, 1-2-3-4-5-6.
Задание 7
Сульфид цинка массой 48,5 г сожгли в потоке кислорода, а полученный твердый остаток растворили в необходимом количестве 10%-ной соляной кислоты. Какую массу воды необходимо выпарить из полученного раствора, чтобы массовая доля соли составила 20 %? Относительную атомную массу цинка примите равной 65
- 50
- 65,5
- 80
- 131
Задание 8
Для осуществления схемы превращений
можно использовать следующие реагенты 1) О2, 2) NaOH, 3) t, 4) конц. H2SO4, 5) разб. HCl. В каком порядке следует их использовать? Ответом служит 5-значное число, написанное без пробелов и других знаков препинания, например, 12345.
Задание 9
Аммиак объемом 11,2 л (в пересчете на н.у.) пропустили над раскаленным оксидом меди (II). Чему равна масса (в г) образовавшейся меди? Ответ напишите с точностью до целых. Примите, что Ar (Cu) = 64. Ответом служит двузначное число.
Задание 10
При пропускании 11,2 л смеси метана, оксида углерода (IV) и оксида углерода (II) через раствор гидроксида натрия, взятый в избытке, объем исходной смеси уменьшился на на 4,48 л (н.у.). Для полного сгорания оставшейся смеси потребовалось 6,72 л (н.у.) кислорода. Определите состав исходной смеси (в % по объему).
- СН4 – 20 %, СО – 40 %, СО2 – 40 %
- СН4 – 10 %, СО – 40 %, СО2 – 50 %
- СН4 – 10 %, СО – 50 %, СО2 – 40 %
- СН4 – 20 %, СО – 30 %, СО2 – 60 %
Расчетная задача – только для возрастных номинаций 9, 10, 11 класс
Номинация 9 класс
Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).
При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
Примечание. Перед оформление решений, посмотрите пример 1 и пример 2 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.
Расчетная задача:
Вычислить объем кислорода, необходимый для сжигания сероводорода объемом 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000 литров. Построить график зависимости объема кислорода от объема сероводорода.
Пользуясь графиком, определить:
а) объем кислорода, необходимый для сжигания 750 л сероводорода;
б) объем оксид серы (IV), если при сжигании израсходовано 650 литров кислорода.
Номинация 10 класс
Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).
При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
Примечание. Перед оформление решений, посмотрите пример 1 и пример 2 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.
Расчетная задача:
В закрытом сосуде 16,8 г азота и 4 г водорода. Исходное давление составляет 2,02∙105 Па. Вычислить давление к моменту наступления равновесия, если прореагировало 20, 40, 60, 80, 100% азота. Построить график зависимости давлении от содержания азота.
Определить:
а) какое должно быть давление, чтобы прореагировало 50% азота;
б) сколько азота прореагировало, если давление при равновесии составляет 1,5∙105 Па.
Номинация 11 класс
Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).
При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
Примечание. Перед оформление решений, посмотрите пример 1 и пример 2 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.
Расчетная задача:
В закрытом сосуде 16,8 г азота и 4 г водорода. Исходное давление составляет 2,02∙105 Па. Вычислить давление к моменту наступления равновесия, если прореагировало 20, 40, 60, 80, 100% азота. Построить график зависимости давлении от содержания азота.
Определить:
а) какое должно быть давление, чтобы прореагировало 50% азота;
б) сколько азота прореагировало, если давление при равновесии составляет 1,5∙105 Па.
Творческое задание
Творческое задание имеет целью ознакомление со свойствами веществ экспериментальным путем. Для демонстраций выберите только безопасные опыты, выполняйте их в присутствии и с разрешения учителя предварительно предоставив учителю описание опытов.
Номинация 7-8 класс
Превращения веществ
Физические явления (изменение агрегатного состояния на примере воды; возгонка йода (или бензойной кислоты); растворение соли (NaCl), прокаливание ее кристаллов).
Химические явления (выделение теплоты); образование газа; изменение цвета; образование и растворение осадка.
- Подберите химический эксперимент по физическим и химическим явлениям, перечисленным выше. Составьте сопроводительный текст (комментарии к эксперименту).
- Организуйте презентацию своей работы одноклассникам. При желании соберите у них отзывы.
- По итогам ознакомления одноклассников со своим сообщением подготовьте видеосюжет (не более пяти минут) или презентацию с фотографиями (не более 10 слайдов).
-
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в одном из следующих вариантов:
- Если вы подготовили видеосюжет: загрузите видео-файл через форму загрузки в Виртуальном кабинете;
- Если вы подготовили презентацию: файл презентации и электронный текстовый документ (сопроводительный текст) загрузите единым архивом через форму загрузки в Виртуальном кабинете.
Номинация 9 класс
«Рассказ о железе»
- Из плана, данного в учебнике Габриеляна О.С. (2006 г.), выберите любые пункты, которые могут быть подтверждены экспериментальными фактами.
- На основании этих пунктов составьте рассказ о железе, иллюстрирующий характеристику этого элемента.
- Подберите к этому рассказу наглядные материалы в виде безопасных опытов, иллюстраций химических процессов, другие материалы.
- Организуйте презентацию своего рассказа одноклассникам. При желании соберите у них отзывы о вашей работе.
- По итогам ознакомления одноклассников со своим рассказом подготовьте видеосюжет (не более пяти минут) или презентацию с фотографиями (не более 10 слайдов).
-
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в одном из следующих вариантов:
- Если вы подготовили видеосюжет: загрузите видео-файл через форму загрузки в Виртуальном кабинете;
- Если вы подготовили презентацию: файл презентации и электронный текстовый документ (текст рассказа) загрузите единым архивом через форму загрузки в Виртуальном кабинете.
Номинация 10 класс
Органическая химия
«Органическая химия может сейчас кого угодно свести с ума. Она кажется мне дремучим лесом, полным удивительных вещей, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть…».
- По этому высказыванию подготовьте проект фрагмента урока по органической химии «В помощь учителю химии», содержащий безопасный демонстрационный эксперимент, любые другие материалы.
- Организуйте презентацию своего проекта одноклассникам. При желании соберите у них отзывы о вашей работе.
- По итогам презентации своего проекта подготовьте видеосюжет (не более пяти минут) или презентацию с фотографиями (не более 10 слайдов).
-
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в одном из следующих вариантов:
- Если вы подготовили видеосюжет: при загрузке видео-файла через форму загрузки в Виртуальном кабинете;
- Если вы подготовили презентацию: файл презентации и электронный текстовый документ (конспект фрагмента урока) загрузите единым архивом через форму загрузки в Виртуальном кабинете.
Номинация 11 класс
Органическая химия
«Если бы Зинин не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда имя его осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии».
- По этому высказыванию подготовьте проект фрагмента урока по органической химии «В помощь учителю химии», содержащий безопасный демонстрационный эксперимент (свойства анилина, готовые красители из коллекций, получаемые на основе анилина), любые другие материалы.
- Организуйте презентацию своего проекта одноклассникам. При желании соберите у них отзывы о вашей работе.
- По итогам презентации своего проекта подготовьте видеосюжет (не более пяти минут) или презентацию с фотографиями (не более 10 слайдов).
-
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в одном из следующих вариантов:
- Если вы подготовили видеосюжет: загрузите видео-файл через форму загрузки в Виртуальном кабинете;
- Если вы подготовили презентацию: файл презентации и электронный текстовый документ (конспект фрагмента урока) загрузите единым архивом через форму загрузки в Виртуальном кабинете.