ВНИМАНИЕ!

Задания 2 тура проекта для возрастных номинаций отличаются:

  1. Онлайн-викторина

    Ответы на вопросы викторины участники подают с помощью онлайн-тестирования через Виртуальный кабинет. Для доступа к форме приема ответов используйте логин (игровой номер) и пароль, полученные при регистрации.

    Заходить в тестирование Вы можете столько раз, сколько понадобится для подачи ответов на все вопросы. Вопросы в онлайн-тестировании появляются по одному. Вы можете пропустить вопрос (ссылка «Вернуться к вопросу позже»), пропущенные вопросы будут представляться Вам, пока Вы не дадите на них ответ. Для подачи ответа на вопрос укажите/выберите/напечатайте Ваши ответы (ответ) на вопрос и нажмите кнопку «Ответить». После нажатия кнопки «Ответить» исправить Ваши ответы на данный вопрос Вы не сможете.

     

  2. Расчетная задача – только для возрастных номинаций 9, 10, 11 класс.

    Результаты выполнения задания команды оформляют в одном файле (документ Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc). Файл загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Расчетное задание»).

    При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.

  3. Творческое задание

    Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файлов:

    • Презентация (MicrosoftPowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress) – загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – «Загрузить работу»).
    • Допускается представление одной из частей творческого задания в виде видео-файла – загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – «Видеосюжет»).

Все загружаемые файлы должны соответствовать техническим требованиям.

Окончание приема ответов на задания 2 тура – 18-00 (мск) 5 марта 2013 г.

Вопросы онлайн-викторины

Номинация 7-8 класс

Задание 1

Общая электронная пара в молекуле воды:

  1. смещается в сторону атома кислорода
  2. смещается в сторону атома водорода
  3. в равной мере принадлежит атомам кислорода и водорода

Задание 2

В раствор, полученный при пропускании 22,4 л (н. у.) газообразного хлороводорода в 200 см3 воды, поместили 6,5 г цинка. Объем выделившегося газа (н. у.) равен приблизительно:

  1. 1,12 л
  2. 2,24 л
  3. 4,48 л
  4. 11,20 л

Задание 3

Купоросы – соли некоторой минеральной кислоты и тяжелых металлов. При диссоциации купоросов в водном растворе образуются:

  1. анионы с зарядом 1- и анионы с зарядом 2-
  2. только анионы с зарядом 1-
  3. только анионы с зарядом 2-

Задание 4

Количество гидроксида калия (моль), необходимое для нейтрализации 68 мл 24%-го раствора соляной кислоты, (плотность 1,12 г/мл) равно:

  1. 0,4
  2. 0,5
  3. 2
  4. 2,5

Задание 5

В основном состоянии атома кислорода число неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне равно:

  1. 0
  2. 2
  3. 4
  4. 6

Задание 6

Укажите ряд веществ только с ковалентной связью:

  1. озон, кислород, оксид калия;
  2. водород, пероксид водорода, вода;
  3. оксид серы (IV), оксид углерода (IV), озонид калия

Задание 7

Кристаллическая решетка воды в твердом состоянии:

  1. ионная
  2. атомная
  3. молекулярная
  4. в твердом состоянии это аморфное вещество

Задание 8

Масса (г) гидроксида натрия, содержащегося в 100 см3 раствора с концентрацией 0,5 моль/л, равна:

  1. 2
  2. 4
  3. 20
  4. 40

Задание 9

Оксид кальция реагирует с:

  1. Cu2O, SO3
  2. HCl, MgO
  3. H2O, CO2
  4. KOH, Cu

Задание 10

Сумма коэффициентов в уравнении, представленном схемой As2O5 + H2O → H3AsO4 равна:

  1. 3
  2. 4
  3. 5
  4. 6

Номинация 9 класс

Задание 1

Выберите верное утверждение:

  1. В молекуле воды 2 общие электронные пары и 2 неподеленные электронные пары
  2. В молекуле воды 3 связывающие электронные пары и 1 неподеленная электронная пара
  3. В молекуле воды неподеленные электронные пары отсутствуют

Задание 2

Наличие дипольного момента у молекулы воды подтверждает:

  1. Ионный характер связи между атомами «О» и «Н»
  2. Линейное строение молекулы воды
  3. Нелинейное строение молекулы воды

Задание 3

Химическая связь между атомами «О» и «Н» в молекуле воды образована:

  1. Перекрыванием s-орбитали атома кислорода и s-орбитали атома водорода
  2. Перекрыванием р-орбитали атома кислорода и s-орбитали атома водорода
  3. Перекрыванием р-орбитали атома кислорода и р-орбитали атома водорода

Задание 4

Вода имеет аномально высокую температуру кипения по сравнению с соединениями-аналогами H2S, H2Se, H2Te. Это объясняется:

  1. Наличием межмолекулярных водородных связей
  2. Наличием ван-дер-ваальсовых связей
  3. Наличием частичных зарядов на атомах «О» и «Н»

Задание 5

Укажите процесс, в котором вода является восстановителем:

  1. 2K + 2H2O = 2KOH + H2
  2. CaO + H2O = Ca(OH)2
  3. 2F2 + 2H2O = 4HF + O2

Задание 6

Высшая степень окисления кислорода в соединениях равна:

  1. +1
  2. +2
  3. 0
  4. -1

Задание 7

Массовая доля кислорода в оксиде щелочноземельного металла составляет 28,6%. 22,4 г этого оксида добавили к 500 г раствора соляной кислоты (ω (HCl) = 12%). Массовая доля (%) соответствующей соли этого металла в полученном растворе равна:

  1. 8,5%
  2. 4,25%
  3. 17,5%

Задание 8

Если навески металлов (цинка, алюминия, железа и хрома, массой 1 г каждая) поместить в пробирку и прилить избыток концентрированной соляной кислоты, то после полного растворения металла наибольший объем выделившегося водорода будет в случае взаимодействия НСl с 1 г металла:

  1. Zn
  2. Al
  3. Fe
  4. Cr

Задание 9

Плавление льда (переход тверд. → жидк.) требует затраты энергии (например, тепловой). Наоборот, при замерзании жидкой воды теплота выделяется. Теплота плавления льда составляет 6,012 кДж/моль (при 273 К). Рассчитайте, сколько тепла выделится при замерзании 1м3 воды и соотнесите с количеством теплоты, которая выделится при сгорании соответствующей массы каменного угля (плотность воды при 0° С 999,841 кг/ м3; теплота сгорания каменного угля порядка 30 МДж/кг).

  1. при замерзании 1м3 воды выделится приблизительно теплоты столько, сколько при сгорании 1 г угля
  2. при замерзании 1м3 воды выделится приблизительно теплоты столько, сколько при сгорании 1 кг угля
  3. при замерзании 1м3 воды выделится приблизительно теплоты столько, сколько при сгорании 5 кг угля
  4. при замерзании 1м3 воды выделится приблизительно теплоты столько, сколько при сгорании 10 кг угля

Задание 10

Масса хлорида бария (в граммах), которую надо добавить к его раствору массой 500 г и массовой долей 10% , чтобы приготовить 25%-й раствор, равна:

  1. 25
  2. 50
  3. 100
  4. 300

Номинация 10 класс

Задание 1

В 2012 году исполнилось 140 лет со дня рождения основателя метода разделения веществ. Назовите фамилию этого ученого.

Задание 2

Имеется смесь твердых солей – сульфата, карбоната и нитрата натрия. При добавлении к 56 г смеси избытка соляной кислоты выделилось 2,24 л газа, а при обработке оставшегося раствора хлоридом бария выпало 46,6 г осадка. Какова масса нитрата натрия в исходной смеси? Ответом служит целая часть массы вещества в граммах.

Задание 3

36,4 г смеси хлорида натрия, гидрокарбоната натрия и гидрокарбоната аммония прокалили до постоянной массы при температуре около 700°С, при этом масса сухого остатка составила 22,3 г. Продукт прокаливания обработали избытком соляной кислоты, произошло полное его растворение и выделилось 0,1 моля газа (н.у.). Раствор упарили и полученное вещество высушили. Определите состав и массу конечного вещества. Ответом служит общая формула молекулы вещества и масса в граммах.

Задание 4

При сжигании органического вещества массой 12 г образовалось 17,6 г углекислого газа и 7,2 г воды. Плотность паров по водороду 30,0. Приведите общую формулу вещества.

Задание 5

Для нейтрализации смеси фенола и уксусной кислоты потребовалось 23,4 мл 20 % раствора гидроксида калия (ρ = 1,2 г/см3). При взаимодействии с бромной водой образовалось 16,55 г осадка. Какая масса уксусной кислоты присутствовала в исходной смеси? Ответ – масса в граммах.

Задание 6

Какой объем газообразного вещества А (н.у.) потребуется для получения 33 мл этилацетата (ρ = 0,8 г/см3) в три стадии по схеме: A(газ) → B → C →B CH3COOC2H5  На первой стадии массовая доля выхода вещества составила 50 %, на второй стадии – 80 %, а на третьей стадии – 75%. Какое вещество (А) и какой его объем потребовался для получения этилацетата?

Задание 7

При гидролизе сложного эфира насыщенной кислоты и насыщенного спирта, молекулярная масса которого 130, образуется кислота А и спирт В. Определить строение эфира, если известно, что серебряная соль кислоты А содержит 59,66 % серебра. Спирт В не окисляется дихроматом натрия и реагирует с соляной кислотой с образованием алкилхлорида. Ответом служит название сложного эфира, составленное из тривиальных названий спирта и кислоты (например, метиловый эфир муравьиной кислоты).

Задание 8

Уксусный ангидрид образуется при нагревании путем отщепления одного моля воды от двух молей уксусной кислоты. Для какой кислоты эта реакция невозможна?

  1. малеиновой
  2. янтарной
  3. фумаровой

Задание 9

Какое из веществ нерастворимо в растворе щелочи:

  1. бензойная кислота
  2. фенол
  3. бутиловый спирт
  4. нитрометан

Задание 10

При дегидрировании бутана объемом 10 л выделилось 20 л водорода. Каков состав продукта реакции?

  1. С4Н10
  2. С4Н8
  3. С4Н6
  4. С4Н4

Номинация 11 класс

Задание 1

При сгорании смеси силана и метана выделяется газ, и масса твердых продуктов реакции составляет 6 г. После пропускания газообразных продуктов через избыток гидроксида натрия образовалось соединение массой 31,8 г. Определите объем(л) кислорода, израсходованного при горении газов.

Задание 2

Имеется смесь 10 г смеси сульфата железа (II) и сульфата железа (III). Н а взаимодействие с этой смесью израсходовано 1,58 г перманганата калия в кислой среде. Определите массу в г сульфата железа (III).

Задание 3

Определите общую формулу кислородсодержащего органического соединения, 18 г которого могут прореагировать с 23,2 г оксида серебра (аммиачный раствор), а объем кислорода, необходимый для сжигания такого же количества этого вещества, равен объему образующегося при его сгорании СО2 (при н.у.).

Задание 4

Имеются кислоты: янтарная, щавелевая, малеиновая и салициловая. Сколько кислот не взаимодействуют с бромной водой?

  1. одна
  2. две
  3. три
  4. все взаимодействуют

Задание 5

Хорошо растворяется в воде (без нагревания):

  1. сульфат магния
  2. сульфат фениламмония
  3. хлорид фениламмония
  4. бензойная кислота

Задание 6

Бензойную кислоту получают окислением бензилового спирта водным раствором перманганата калия. По окончании реакции к розово окрашенной реакционной смеси добавляют формалин. Что с ним при этом происходит?

  1. восстанавливается
  2. окисляется
  3. ничего не происходит
  4. взаимодействует с одним из органических веществ, имеющимся в реакционной смеси

Задание 7

В 4-х пробирках имеются водные растворы следующих веществ: При добавлении гидроксида меди (II) и последующем нагревании желтый осадок появился только в пробирке:

  1. фруктозы
  2. сахарозы
  3. ксилита
  4. крахмала

Задание 8

Никелевую пластинку массой 23,785 г поместили в 500,0 г раствора сульфата железа (III) с массовой долей соли 0,1114. После некоторой выдержки пластинки в растворе ее вынули, при этом оказалось, что массовая доля сульфата железа (III) в 3 раза превышает массовую долю образовавшейся соли никеля. Определите массу в граммах пластинки после окончания электрохимической реакции. Ответом служит двузначное число.

Задание 9

Определите сумму коэффициентов левой части уравнения: KMnO4 + C2H2 = MnO2 + K2C2O4 + KOH + H2O Ответом служит сумма коэффициентов.

Задание 10

В каких из нижеприведенных обратимых реакций изменение давления не вызовет нарушения равновесия:

  1. 2SO2 + O2 = 2SO3
  2. 4HCl + O2 = 2H2O + Cl2
  3. CH3COOH + C2H5OH = CH3COOC2H5 + Н2O
  4. MgCO3 = MgO + CO2
  5. H2 + I2 = 2HI

Варианты ответа:

  1. 1, 2
  2. 2, 4
  3. 3, 5
  4. 4, 5

Расчетная задача – только для возрастных номинаций 9, 10, 11 класс

Номинация 9 класс, 10 класс, 11 класс (общая задача)

Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).

При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.

Примечание. Перед оформлением решений, посмотрите пример 1, пример 2, пример 3 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.

Задача. Скорость большинства химических реакций возрастает в 2 – 4 раза при повышении температуры на каждые 10 градусов (правило Вант-Гоффа; t 2 ; γ – температурный коэффициент реакции; γ ÷ 2-4).

  1. Пользуясь этим правилом, определите, на сколько градусов следует повысить температуру системы, чтобы скорость протекающей в ней реакции увеличилась в n раз (n = 20; 30; 40; 50; 60; 70). Начальная температура составляет 20 °С; температурный коэффициент реакции γ=2,2.
  2. Постройте график зависимости n = f(t2) и, пользуясь им, определите:
    • температуру системы t2, если скорость реакции увеличилась в 25 раз;
    • какой должна быть температура t2, чтобы скорость реакции увеличилась в 10 раз;
    • во сколько раз увеличится скорость реакции, если температуру повысить до 70 °С. Отметьте полученные точки (а, б, в) на графике.

Творческое задание

Номинации 7-8 класс, 9 класс

Тема: «Вода. Какая она?» (Создание иллюстративного материала «Помощь учителю»)

Теоретическая часть

Материалы: модели молекул (физические модели, имеющиеся в классе)

  1. Повторите тему «Вода», «Строение молекулы воды». Обратите внимание на способы ее изображения: разные типы формул (от общей до структурной), электронные формулы строения.
  2. Создайте презентацию. На слайдах отобразите способы образования связей, поляризацию связей и другое. Каждый слайд должен содержать кроме изображений молекулы воды (см. п.1) пояснения, которые не должны занимать более 3-4 строк и могут быть расположены либо под рисунками, либо рядом. Формулы, схемы создаются самостоятельно (это может быть фотография рисунка, объемной модели. Допускается анимация). Для создания объемных рисунков (моделей) молекулы воды можете использовать специальные программы.
  3. Сделайте краткие выводы об особенностях физических и химических свойств воды, исходя из строения ее молекулы. Разместите их на слайде.

Экспериментальная часть

Анализ воды (оценка качества воды: определение плотности, прозрачности (мутности), запаха, некоторых примесей воды).

Оборудование и реактивы: ареометр, химические стаканы, мерные цилиндры, мутномер, широкогорлая колба, пробирка, синяя и красная лакмусовые бумажки, пробиркодержатель, спиртовка, спички; раствор перманганата калия (розовый), дистиллированная, колодезная и речная вода (в колбах).

Для анализа взять дистиллированную, колодезную (водопроводную), речную (прудовую, озерную воду, или снег), сравнить их свойства. Выберите три вида воды. [ О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. Химический эксперимент в школе. М., Дрофа, 2005, стр. 229]

  1. Подтвердите теоретические выводы небольшим экспериментом по физическим и химическим свойствам воды.
  2. Укажите план работы и цель опытов, их связь с теоретической частью. (Слайд презентации)

НЕ ЗАБУДЬТЕ:

  • соблюдать правила техники безопасности,
  • проводить только разрешенный учителем эксперимент в его присутствии.

Рассказ о воде, которую мы используем

  1. Выберите девиз рассказа, отражающий его содержание.
  2. Представьте вашу работу своим одноклассникам или младшим школьникам.
  3. Оцените восприятие вашего рассказа с помощью небольшого теста (не более 5 вопросов). Тесты должны включать вопросы как теоретической, так и экспериментальной части вашего творческого задания. Результаты тестирования поместите на один из слайдов вашей презентации.
  4. Попросите учителя оценить вашу работу (поместите отзыв на слайд).

Оформление отчета – презентации

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает:

  • изучение теоретических вопросов строения молекулы воды; связь строения со свойствами воды (п.2 теоретической части),
  • ход выполнения эксперимента,
  • отчет о представлении своей работы одноклассникам, а также отзывы о вашей работе (фото или видео материалы, не более 1-2 минут).
  • последний слайд должен содержать информацию об использованных источниках (школьный учебник соответствующего класса (автор); Книга для чтения по химии; Энциклопедический словарь юного химика и т.д.). Информация, использованная с химических сайтов, должна быть подтверждена обязательной ссылкой (адрес ресурса).

Номинация 10 класс

Творческое задание составлено на основе экспериментальной задачи, предложенной участникам Менделеевской олимпиады школьников по химии более 20 лет назад (в сокращенном виде).

Теоретическая часть

В пронумерованных пробирках (1, 2, 3 и т.д.) находятся вещества, входящие в один из следующих наборов:

А. Щавелевая кислота, глюкоза, хлорид фениламмония, сахароза, малеиновая кислота, хлорид аммония, салициловая кислота, сульфат аммония.

Б. Сорбит, карбонат натрия, глюкоза, мочевина, сульфат аммония, янтарная кислота.

В. Сахароза, хлорид натрия, глюкоза, хлорид аммония, сорбит, сульфат натрия, хлорид фениламмония, сульфат фениламмония.

Г. Глюкоза, сульфат кальция, хлорид аммония, фруктоза, щавелевая кислота, сорбит, мочевина, гидроксид натрия.

 

Реактивы: раствор NaOH (конц.), раствор HCl (разб.),  раствор Pb(NO3)2, раствор CuSO4, раствор AgNO3, бромная вода, индикаторная бумага.

 

  1. Выберите любой из предложенных наборов (А, Б, В, Г) для исследования.
  2. Составьте таблицу исследования. Пример таблицы

№№ пробирок с неизвестными веществами.

Набор (А, Б, В, Г)

Реактивы (из предложенных)

Вывод

             

1

               

2

               

3

               

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная часть

А теперь проведите химический эксперимент по обнаружению веществ из предложенных наборов.

  1. Используя имеющиеся в школьной лаборатории реактивы, составьте свой набор для экспериментального исследования.

    Набор должен быть составлен из любых трех неизвестных веществ одного из предложенных выше наборов (А, Б, В, Г). Укажите выбранный для исследования номер (букву) набора и вещества (три, из них два органических и одно неорганическое), включенные в химический эксперимент.

  2. Экспериментально отработайте методику определения находящихся в пробирках 1, 2 и 3 веществ. Используйте предложенные реактивы.
  3. Приведите схему поэтапного исследования веществ (порядок исследования).
  4. Напишите схемы реакций и отметьте характерные признаки, которые Вы использовали для определения веществ.

 

Педагогическая часть

  1. Выберите 2 органических вещества и необходимые реактивы для их распознавания.
  2. Совместно с учителем проведите урок (фрагмент урока) в своем классе по обнаружению неизвестных органических веществ (из п.1)

Для проведения урока используйте следующую таблицу:

№№ пробирки с двумя известными веществами (не подписанные)

Необходимые реактивы

Вывод (указать название распознанного вещества в пробирке)

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оцените работу одноклассников. Как они справились с заданием? Какие ошибки сделали?
  2. Как оценил вашу работу учитель.

 

Оформление отчета – презентации

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает:

  • п.2 теоретической части (заполненная таблица и уравнения реакций);
  • ход выполнения эксперимента, фотоотчет;
  • отчет о проведенном уроке (фрагменте урока): заполненная таблица из п.2 педагогической части, фото- или видеоотчет;
  • отзыв учителя о проведенном уроке (разместите на слайде).

Номинация 11 класс

 

Тема: «Тепловые эффекты при растворении веществ в воде»


Материалы: ацетон, сахароза, хлорид натрия, карбонат натрия (безводный и (или) кристаллогидрат), гидрокарбонат натрия, лимонная кислота, глицерин, вода, снег.

Оборудование: электронный медицинский термометр или датчик температуры из наборов цифровых датчиков школьных кабинетов химии, физики или биологии

 

Творческое задание состоит из трех частей: теоретическая, экспериментальная и педагогическая. Прежде чем приступать к выполнению задания, внимательно прочитайте описание всех частей и приготовьте все необходимые материалы и оборудование.

 

Теоретическая часть

  1. Разберитесь в сути задания.
  2. Составьте план исследования.
  3. Подготовьте  материалы и оборудование для эксперимента.

 

Экспериментальная часть

  1. Опытным путем установите, растворение в воде каких из перечисленных веществ сопровождается выделением теплоты, а каких – поглощением. Есть ли вещества, растворение которых не сопровождается тепловым эффектом?
  2. Зафиксируйте с помощью фотосъемки результаты эксперимента, которые  вы вставите в презентацию.
  • Объясните причину возникновения теплового эффекта при растворении веществ в воде и установите связь теплового эффекта со строением вещества.
  • Проведите исследование теплового эффекта при смешивании снега с поваренной солью, и установите зависимость температуры смеси снега с солью от массы добавленной соли.
  1. Наблюдения и выводы помещайте на слайды презентации в кратком виде, рядом с иллюстрациями (фото, рисунки, таблицы, графики).

 

Педагогическая часть

  1. Познакомьте своих одноклассников с результатами исследования.
  2. Подготовьте для них небольшой эксперимент на основе проделанной работы. 
  3. Составьте небольшое тестовое задание (не более 5-ти вопросов) для  одноклассников, проверьте его выполнение, и результаты поместите в презентацию. Пример оформления работы с классом.
  4. Оцените работу одноклассников. Как они справились с заданием? Какие ошибки сделали?
  5. Как оценил вашу работу учитель?

 

Оформление отчета – презентации

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает:

  • план работы,
  • методику проведения исследования,
  • ход выполнения работы
  • результаты исследования
  • вывод по работе с указанием, где могут быть применены результаты исследования
  • отчет о представлении своей работы одноклассникам (см. педагогическую часть).

Допускается представление педагогической части в виде видео-файла, не более 1-2 минут (по желанию).