Галерея "Организация"
- Автор: Солнечные зайчики-36
Посмотреть работу (0 Мб)
Работу выполнила команда Солнечные зайчики – 36, учащиеся 5-6 классов средней школы №36 Ярославля, руководитель Литвинова ТН Нами своими руками изготовлены осадкомер и два барометра: жидкостный и безжидкостный. После апробации приборов на пришкольном участке, мы продемонстрировали их одноклассникам и поделились результатами работы, а затем подготовили и провели урок «Погода. Изучение природных явлений» в 2-4 классах Работу выполнила команда Солнечные зайчики – 36, учащиеся 5-6 классов средней школы №36 Ярославля, руководитель Литвинова ТН Нами своими руками изготовлены осадкомер и два барометра: жидкостный и безжидкостный. После апробации приборов на пришкольном участке, мы продемонстрировали их одноклассникам и поделились результатами работы, а затем подготовили и провели урок «Погода. Изучение природных явлений» в 2-4 классах - Автор: Драйв
Посмотреть работу (0 Мб)
Работа об устройствах по определению температуры, давления, влажности воздуха Работа об устройствах по определению температуры, давления, влажности воздуха - Автор: Кактусы
Посмотреть работу (0 Мб)
- Автор: "Мы из КЮФ-Э"
Посмотреть работу (0 Мб)
План Этапа "Организация"16-30 октября 2018 5-6 классы Этап "Организация" Команда «Мы из КЮФ-Э» ГУО «Гимназия №1 г. Слуцка»,Беларусь, руководитель команды: учитель физики Максименко Т.Е.mte56@mail.ru, приветствуют организаторов и участников Интернет- проекта «STEM-марафон» Игровой номер stem249 Открытый урок «Погода.Изучение природных явлений». Добрый день. Каждый день мы смотрим прогноз погоды, чтобы узнать, в чем стоит выходить на улицу. Поэтому необходимо знать, какие явления предшествуют ей. Цель урока: познакомить учащихся младших классов с природными явлениями и способами их изучения. План урока: 1. Необычные явления природы; 2. Секреты самых необычных природных явлений; 3. Сезонные явления природы; 4. Природные явления по месту их возникновения; 5. Погода — что под ней следует понимать? 6. Метеостанции; 7. Метеорологические приборы; 8. Сущность работы метеоролога; 9. О собственной метеоплощадке для изучения погоды; 10. Демонстрация одноклассникам эскизов своих метеоприборов; 11. Защита приборов с объяснением принципа их работы и конкретные результаты; 12. Подготовить отчёт по проделанной работе. Необычные явления природы: Необычные явления в природе В самых разных частях земного шара можно встретить самые необычные явления, которыми время от времени удивляет природа, такие погодные явления бывают редкими, а бывают типичными для определенного времени года и места земного шара, но так или иначе, такие проявления природных сил вызывают удивление... Природа удивительна и многогранна. Некоторые ее явления не поддаются никаким научным теориям и объяснениям. Человеку остается только восхищаться увиденным. Северное сияние Северное сияние – это необычное свечение, которое образуется вследствие взаимодействия верхних слоев атмосферы с заряженными частицами солнца. Чем выше его активность, тем большая вероятность возникновения сияния. Удивительное зрелище можно наблюдать только в высоких широтах, около полюсов. Продолжительность северного сияния – от двух-трех часов до нескольких дней. Падающие звезды Ночью, в ясную погоду, нередко можно наблюдать быстро скользящие по небу светящиеся точки. И хотя их называют падающими звездами, это всего лишь небольшие камни, частицы вещества. Яркая вспышка возникает, когда они вторгаются в земную атмосферу. В отдельные периоды в году метеоры падают сплошным потоком. Такое явление называют «звездный дождь». Шаровая молния Одно из самых загадочных природных явлений. Такая молния имеет форму шара, но иногда ее очертания могут напоминать, грушу, каплю или гриб. Цвет чаще всего теплых оттенков – оранжевый, желтый, красный, но может быть и черным, и прозрачным. Размеры шаровой молнии также варьируются в достаточно широком диапазоне – от 5-6 см до нескольких метров. Шаровая молния характеризуется непредсказуемым поведением и непродолжительным действием – обычно всего несколько секунд. Гало. Гало – явление распространенное. Круг света вокруг солнца в средних широтах может возникать раз в несколько дней. Появление гало имеет, в отличие от многих других необычных явлений, научное объяснение. Световой круг образуется в результате преломления лучей солнца в ледяных кристаллах, которые содержатся в облаках. Помимо светящихся окружностей, по сторонам от солнца могут возникать «ложные солнца». Перламутровые облака Перламутровые облака – явление крайне редкое. Они образуются на высоте 15 –25 кми в холодных частях стратосферы. Эти тонкие прозрачные облака, окрашенные в перламутровые цвета, невозможно перепутать ни с чем другим. Наблюдать их можно в северных странах либо сразу после захода Солнца, либо перед восходом. Двояковыпуклые облака Эти облака по своей форме часто напоминают летающую тарелку. Они имеют вид двояковыпуклой линзы. Часто образуются перед ураганом. Ученые полагают, что необычная форма облаков объясняется кристалликами льда, которые формируются под воздействием внешних факторов (например, эмиссия пролетевшего самолета). Рыбные и лягушачьи дожди Осадки из живности – не такое уж редкое явление. В древности его объясняли просто – даром или карой богов. Современные ученые склонны видеть причину в торнадо или смерчах, которые сначала поднимают живность в воздух, а потом переносят на большие расстояния. Но непонятно, почему лягушки и рыба падают на строго ограниченной территории. Сезонные явления природы Явления природы характеризуют погоду с сезонными изменениями природы и наблюдаются в определенные сезоны года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой. Явления природы весной: Весенние явления в природе Весна пробуждает природу, поливает землю обильными дождями, готовит растения, лес к летнему сезону роста. Наиболее характерные весенние явления погоды это снеготаяние, половодье, набухание почек, а также возможна первая гроза... Облака Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Чем выше над землей, тем температура воздуха ниже, водяной пар остывает и превращается обратно в капли воды, часть воды замерзает, превращаясь в мельчайшие крупицы льда. Так переохлажденные частицы пара образуют облака. Летом облака частенько кучевые и дождевые, проплывают низко над землей. Зимой облака перистые и расположены высоко в небе... Ветер Потоки воздуха под воздействием разных давлений начинают двигаться в определенном, чаще горизонтальном направлении. Образуются циклоны и антициклоны - атмосферные массы обусловленные движением воздуха... Дождь Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Дождь выпадает из слоисто-дождевых и высокослоистых облаков... Явления природы летом: Летние явления в природе Лето дарит солнце, тепло и по большей части хорошую погоду. Летом погодные явления благоприятны, это солнце, облака, теплый ветерок, но бывает погода преподносит хмурные, а то и грозные настроения, ливень, гроза, по окончании которых возможно увидеть волшебное природное явление радугу... Гроза Природное явление, при котором возникают мощные электрические разряды внутри облаков и около поверхности земли. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами. Грозовое облако образуется из темнеющих от массы воды кучевых облаков, затем происходит стадия распада облака на ливневые дожди, сопровождаемые шквальным ветром, раскатами грома и разрядами молний... Град Иногда летняя гроза может сопровождаться градом, это такие ледяные частички, которые образуются еще в переохлажденном облаке при замерзании капель воды и не успев растаять, стремительно обрушиваются на землю... Радуга Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя, ливня с грозой. Радуга оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги, видна только при условии, когда солнце находится за спиной наблюдающего, то есть одновременно увидеть и солнце и радугу не получится. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение в отклонении разных цветов, так белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги... Роса Роса образуется как летом и осенью, так и весной. После ночи ранним утром можно заметить, как на траве появляются капельки воды, отчего создается впечатление, что трава сырая и прошел дождь, хотя небо чистое. Дело в том, что за ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листями деревьев и оседает в виде капелек воды. Кстати, осенью после холодных ночей капли росы подмерзают, отчего она принимаеи белый цвет и трава кажется белой... Явления природы осенью: Осенние явления в природе Осенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие и пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры. Осенью природа одаривает такими явлениями, как дождь, туман, листопад, а ближе к зиме иней и первый снег... Туман Туман чаще всего возникает при понижении температуры ночью в вечернее и утреннее время. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды. Эти капли микроскопичны и легки, они не падают на землю и задерживаются в воздухе, образовывая непрозрачную водянистую дымку - туман. Чаще всего туманы наблюдаются глубокой осенью в ноябре... Иней Осенью, когда дневная температура выше нуля градусов, а ночная опускается ниже нуля, земля охлаждается. Может образовываться иней, а лужи покрываются тонкой пленкой льда. При заморозках, ночная температура воздуха охлаждает землю, траву, деревья. Пар в воздухе, состоящий из водянистых капельках касается охлажденных поверхностей и осядает, превращаясь в тонкую ледяную пленку. Если температура земли ниже нуля - образуется иней, если выше - роса... Листопад Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячки. Еще до листопада листья деревьев сохнут, приобретают желтый, либо красный вид и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя хоровод - листопад.. Опавшие листья нужны природе для будущего роста. Так по весне старые листья образуют перегной, который так необходим почве для нового растительного периода... Явления природы зимой: Зимние явления в природе Зимой весь растительный мир засыпает, а многие животные ложаться в зимнюю спячку. Наиболее частые явления природы зимой это ледостав, снег, метель, вьюга, а на окошках в особенно холодные зимние дни мороз рисует узоры... Ледостав Чем ближе зима, тем сильнее охлаждается вода в реках. Глубокой осенью начинает идти мокрый снег, который попадая на поверхность воды не тает, образуя кашицу в виде снега и воды. Сверху на кашицу падает новый снег, да и вода в кашице начинает твердеть, замерзать. Проплывая по течению реки каша из мокрого снега, воды и льда превращается в кусочки льда, лед слипается и образуются льдины. Постепенно льдины крупнеют и при сильных морозах сковываются в единый лед... Снег Зимой осадки проявляются в виде падающего снега и снежных метелей. Снег очень важен для природы. Покрывающий землю, растения, снег удерживает тепло, где подобно парнику не дает вымерзать спящей растительности и зимующим зверькам и насекомым. При оттепелях, когда столбик термометра находится около нуля, снег становится мокрым и липким, может идти снег с дождем, а на дорогах образуется гололед. При низких температурах снег становится сухим и рыхлым, а при снегопаде снежинки плавно кружаться и легко стряхиваются с одежды... Морозные узоры Зимой можно увидеть на окнах удивительные рисунки в виде снежинок на стекле, расписанные, будто кисточкой. Эти волшебные узоры на окнах оставил ни кто иной, как мороз на улице. А образуются морозные узоры при резком понижении температуры за окном, оставляя расписные узоры из кристалликов... Природные явления по месту их возникновения Природные явления по месту их возникновения можно разделить: Геологические. Метеорологические. Гидрологические. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. Геологические. 1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Рисунок 1. 2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма. Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой. 3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород. Образование оползней зависит от различных факторов, таких как: • какие горные породы слагают данный склон; • крутизна склона; • грунтовые воды и др. Рисунок 3. Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта). 4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах. Причины обвалов в горах могут быть: • породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами; • деятельность воды; • геологические процессы (землетрясение) и др. Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород. 5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°. Причинами схода снежной лавины являются: • землетрясение; • интенсивное таянье снега; • длительный снегопад;*деятельность человека. Метеорологические. 1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям. 2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с. 3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава. Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с. Гидрологические. 1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д. Причины наводнения: • интенсивное таяние снега в весенний период; • обильное выпадение осадков; • загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах; • деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки). Виды наводнений: 2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород. Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д. 3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна. Цунами возникает в результате: • землетрясения; • извержения подводного вулкана; • оползней и т.д. Погода — что под ней следует понимать? Землю окружает воздушная оболочка — атмосфера. Воздушная оболочка Земли очень подвижна, непостоянна и изменчива. Изменения в воздушной оболочке Земли и определяют погоду. Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время. Основные показатели погоды: *Первый показатель — это температура окружающего воздуха, которая колеблется в зависимости от времени года, времени суток и температуры воздушной массы над определенным районом. *Второй важный показатель — это атмосферное давление , которое оказывает влияние на движение воздуха – ветер. *Третий показатель это ветер Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха. В зависимости от скорости перемещения воздуха различают: Свежий ветерок — скорость ветра от 5 до 10 м/с (18—36 км/ч), *Шторм (буря) — ветер, скорость которого более 20 м/с (72 км/ч) Кратковременное усиление ветра до 30 м/с называется - шквал Ураган - ветер, скорость которого более 30 м/с (более 100 км/ч) *Для предсказания погоды на Земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тыс. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. *Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определенных *Гроза — бурное ненастье с дождем, громом и молниями . *Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. *Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Основным признакиом приближения грозы является скопление мощных кучево-дождевых облаков, которые быстро надвигаются и вскоре занимают все небо. *Гололёд — это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности (тротуарах, проезжей части дороги) и на предметах (деревьях, проводах, домах и т. д.) при замерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до -3 °С. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров. Гололедица — это тонкий слой льда, который образовался на земной поверхности после оттепели или дождя в результате похолодания, а также после замерзания мокрого снега . *Снежный занос — это природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 ч . Метель — это перенос снега ветром в призем¬ном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом. Пурга — сильный ветер со снегопадом. Все данные о погоде приходят от метеостанций, на которых установлены специальные приборы для измерения природных показателей. Метеостанции * История метеонаблюдений насчитывает более 130 лет. На сегодняшний день в России более тысячи метеостанций. Только в Москве их шесть. Государственная сеть гидрометеорологических наблюдений Республики Беларусь включает в себя 56 метеорологических станций, в том числе 46 станций, осуществляющих наблюдения за погодой по программе метеорологической станции 2 разряда, 3 станции, работающих по программе метеорологической станции 3 разряда и 7 авиационных метеорологических станций гражданских (АМСГ) 2 разряда. *13 апреля 1834 г. 13 апреля 1834 г. Высочайшим соизволением Николая I в России учреждена метеорологическая служба. Высочайшим соизволением Николая I в России учреждена метеорологическая служба. Ее первоначальным центром стала Нормальная магнитно - метеорологическая обсерватория, преобразованная в 1849 г. в Главную физическую обсерваторию (ГФО). Ее первоначальным центром стала Нормальная магнитно - метеорологическая обсерватория, преобразованная в 1849 г. в Главную физическую обсерваторию (ГФО). *Метеорологическая станция используются для составления прогнозов погоды и предупреждений о неблагоприятных явлениях погоды, изучения климата и его изменений, а также для обеспечения обслуживаемых организаций сведениями о погоде. МЕТЕОСТАНЦИЯ *Наблюдения на метеостанции проводятся по стандартной программе через каждые 3 или 6 часов, а в некоторых случаях ежечасно. КЛАССИЧЕСКАЯ МЕТЕОСТАНЦИЯ * Различают аналоговые и цифровые метеорологические станции. На классической (аналоговой) метеостанции имеется: термометр для измерения температуры; барометр для измерения давления; гигрометр для измерения влажности воздуха; анемометр для измерения скорости ветра; флюгер для измерения направления ветра; осадкомер для измерения осадков. *Цифровые метеостанции Для информирования водителей о погодной обстановке используют цифровые метеостанции - информационные табло, с температурой поверхности дороги и воздуха. В случае опасности на табло могут появляться предупреждения (МОКРАЯ ДОРОГА, БОКОВОЙ ВЕТЕР и т. п.) * Гидрологические метеорологические станции Гидрологические метеостанции ведут метеорологические и гидрологические наблюдения над состоянием погоды океанов, морей, рек, озёр и болот. Такие метеостанции располагаются на материках, на морских плавающих станциях, а также существуют речные, озёрные и болотные станции наблюдения. * Бытовые домашние метеостанции появились сравнительно недавно, показывают температуру в помещении, вне помещения, измеряют влажность, атмосферное давление. Работают, как от электрической сети, так и от сменных элементов питания. Метеорологические приборы Метеорологические приборы - приборы и установки для измерения и регистрации значений метеорологических элементов. Для сравнения результатов измерений, производимых на различных метеостанциях, метеорологические приборы делают однотипными и устанавливают так, чтобы их показания не зависели от случайных местных условий.метеорологических элементов Метеорологические приборы предназначены для работы в естественных условиях в любых климатических зонах. Поэтому они должны безотказно работать, сохраняя стабильность показаний в большом диапазоне температур, при большой влажности, выпадении осадков, и не должны бояться больших ветровых нагрузок, пыли. Метеорологические элементы, характеристики состояния атмосферы: температура, давление и влажность воздуха, скорость и направление ветра, облачность, осадки, видимость (прозрачность атмосферы), а также температура почвы и поверхности воды, солнечная радиация, длинноволновое излучение Земли и атмосферы. К метеорологическим элементам относят также различные явления погоды: грозы, метели и т. п. Изменения Метеорологических элементов являются результатом атмосферных процессов и определяют погоду и климат. Термометр От греч.Therme - тепло + Metreo - измеряю Термометр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т.д. при тепловом контакте между объектом измерений и чувствительным элементом термометра. Термометры применяются в метеорологии, гидрологии и других науках и отраслях хозяйства. На метеостанциях, где измерения температур проводятся в определенные сроки, для фиксации максимальных температур между сроками наблюдения служит максимальный термометр (ртутный); наименьшую температуру между сроками фиксирует минимальный термометр (спиртовой). Барометр От греч.Baros - тяжесть + Metreo - измеряю Барометр - прибор для измерения атмосферного давления. Барометры подразделяются на жидкостные барометры и барометры-анероиды. Гигрометр От греч. Hygros - влажный Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха или других газов. Различают волосные, конденсационные и весовые гигрометры, а также регистрирующие гигрометры (гигрографы). Осадкомер Дождемер; Плювиометр Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Осадкомер представляет собой цилиндрическое ведро строго определенного сечения, устанавливаемое на метеоплощадке. Количество осадков определяется путем сливания попавших в ведро осадков в специальный дождемерный стакан, площадь сечения которого также известна. Твердые осадки (снег, крупа, град) предварительно растапливаются. Конструкция осадкомера предусматривает защиту от быстрого испарения осадков и от выдувания попавшего в ведро осадкомера снега. Снегомерная рейка Снегомерная рейка - рейка, предназначенная для измерения толщины снежного покрова при метеонаблюдениях. Термограф От греч.Therme - тепло + Grapho - пишу Термограф - прибор-самописец, непрерывно регистрирующий температуру воздуха и записывающий ее изменения в виде кривой. Термограф располагается на метеостанции в специальной будке. Гелиограф От греч. Helios - Солнце + Grapho - пишу Гелиограф - прибор-самописец, регистрирующий продолжительность солнечного сияния. Основная часть прибора - хрустальный шар диаметром около 90 мм, работающий как собирающая линза при освещении с любой стороны, причем фокусное расстояние во всех направлениях одинаково. На фокусном расстоянии параллельно поверхности шара располагается картонная лента с делениями. Солнце, передвигаясь в течение дня по небу, прожигает в этой ленте полоску. В те часы, когда Солнце закрыто облаками, прожог отсутствует. Время, когда Солнце светило и когда оно было скрыто, читается по делениям на ленте. Нефоскоп. Нефоскоп - прибор, предназначенный для определения относительной скорости движения облаков и направления их движения. Облакомер Облакомер - прибор для определения высоты нижней и верхней границы облаков, поднимаемый на шаре-зонде. Действие облакомера основано: - либо на изменении сопротивления фотоэлемента, реагирующего на изменении освещенности при входе в облака и выходе из них; - либо на изменении сопротивления проводника с гигроскопичным покрытием при попадании на его поверхность облачных капель. Анемометр От греч. Anemos - ветер + Metreo - измеряю Анемометр - прибор для измерения скорости ветра и газовых потоков по числу оборотов вращающейся под действием ветра вертушки. Существуют анемометры разных типов: ручные и постоянно закрепленные на мачтах и др. Отличают регистрирующие анемометры (анемографы). Гидрологическая наблюдательная установка Гидрологическая наблюдательная установка Гидрологическая наблюдательная установка - стационарная установка для проведения наблюдений за элементами гидрологического режима. Метелемер - устройство, применяемое для определения количества снега, переносимого ветром. Радиозонд - прибор для метеорологических исследований в атмосфере до высоты км. Радиозонд поднимается на выпущенном в свободный полет воздушном шаре и автоматически передает на землю радиосигналы, соответствующие значениям давления, температуры, влажности воздуха. На большой высоте шар лопается, а приборы спускаются на парашюте и могут быть использованы вновь. Шар-зонд - резиновый воздушный шар с прикрепленным к нему метеорографом, выпускаемый в свободный полет. На определенной высоте после разрыва оболочки метеорограф спускается на землю на парашюте. Шар-пилот - резиновый шар, наполненный водородом, выпускаемый в свободный полет. Определяя его положение с помощью теодолитов или методами радиолокации, можно вычислить скорость и направление ветра. Метеорологическая ракета - ракетный аппарат, запускаемый в атмосферу для исследования ее верхних слоев, главным образом мезосферы и ионосферы. Приборы исследуют атмосферное давление, магнитное поле Земли, космическое излучение, спектры солнечного и земного излучений, состав воздуха и т.д. Показания приборов передаются в виде радиосигналов. Метеорологический спутник - искусственный спутник Земли, регистрирующий и передающий на Землю различные метеорологические данные. Метеорологический спутник предназначен для наблюдения за распределением облачного, снегового и ледового покровов, измерения теплового излучения земной поверхности и атмосферы и отраженной солнечной радиации с целью получения метеорологических данных для прогноза погоды. Сущность работы метеоролога. Как метеорологи прогнозируют погоду и с помощью каких приборов делают измерения. *Метеорологи занимаются наблюдением за погодой и первичным анализом. Обновление прогнозов происходит четыре раза в сутки. *Метеоролог выполняет сбор и систематизацию сведений об атмосферных процессах. Работа осуществляется на свежем воздухе, в том числе в неблагоприятных погодных условиях. Измерения проводятся в строго заданные временные интервалы, независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм на море, гроза и т. д.). Работа на отдаленных метеостанциях проходит часто в условиях изоляции, одиночества. Данные метеорологических исследований используются в сельском хозяйстве, авиации и судоходстве, градостроительстве. * Сбор данных, полученных в процессе наблюдения за атмосферными явлениями на гидрометеорологических станциях. Это показания специальных приборов, атмосферных зондов, контроль уровня загрязненности атмосферы;передача информации на центральный узел – гидрометеоцентр. * СИНОПТИЧЕСКАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ (от греч. synoptikos - способный всё обозреть), раздел метеорологии, посвященный изучению крупномасштабных атмосферных процессов (возникновение и перемещение циклонов и антициклонов, воздушных масс и атмосферных фронтов) и прогнозу погоды. Исследования ведутся путём составления и анализа синоптических карт, а также информации, полученной с метеорологических спутников. * Настольная книга синоптика – карта погоды. По данным наблюдений на мировой сети метеостанций за основные сроки наблюдений составляются синоптические карты, или карты погоды. Синоптические карты строятся путем нанесения на географическую карту цифрами и символами характеристик погоды в каждом пункте наблюдений. На синоптической карте отражено состояние погоды над сравнительно большими территориями, что позволяет синоптику обозревать погоду одновременно на большом пространстве. Об организации на территории гимназии собственной метеоплощадки для изучения погоды. Для организации качественной собственной метеоплощадки времени у нас очень мало. Для этого нужно к нашему желанию ещё финансирование, помощь взрослых. Этим вопросом мы займёмся следующим летом. А пока создадим эскиз возможной площадки из того, что уже есть у других. Комплектация обучающей метеостанции: *барометр, * дождемер, *ветровой рукав для измерения силы ветра, *флюгер, *солнечные часы, * рамка-определитель типов облаков. Барометр для метеоплощадки своими руками Мы использовали: стеклянную банку, воздушный шарик, скотч, бамбуковую шпажку, цветную бумагу, канцелярский зажим-прищепку. Изготовив барометр проведём исследования: устанавливаем шкалу так, чтобы стрелочка барометра показывала на нее и отмечаем показания. При увеличении давления внешний воздух вминает внутренний вглубь, шарик прогибается, стрелочка поднимается. А при падении давления воздух в банке начинает давить на шарик изнутри, он вспучивается, стрелочка наклоняется вниз. ВАЖНО: чтобы градуировать шкалу, начальные измерения самодельного барометра нужно сличать с показаниями настоящего (или с данными на сайте погоды). Конечно, такое приспособление не совсем прочное и очень скоро компоненты придется менять, но кое-что измерить все же удастся! Дождемер для метеоплощадки своими руками На настоящих метеостанциях для измерения количества выпавших осадков используют специальный прибор — осадкометр. Он представляет собой укрепленное на вертикальном столбе дождемерное ведро, закрытое от ветра, и дождемерный стакан для измерения количества осадков. Мы решили изготовить упрощенный вариант дождемера Нам понадобился: пластиковый сосуд (обрезанная бутылка от минералки), веревка, скрепка, мерный стаканчик. Принцип работы таков: Пластиковый сосуд укрепили на бельевой веревке с помощью скрепки. Вот и все! Далее остается ждать дождя и измерять то количество осадков, которое собирается в стакане за сутки. Для этого воду переливаем в мерный стаканчик, показания записываем в блокнот. НЕДОСТАТКИ: если дождемер установлен не на открытом месте, то при боковом ветре в измерительный стаканчик осадков попадает меньше, чем при встречном. Кроме того, из-за маленького объема самодельного дождемера, подобное приспособление не способно измерить квадратный метр площади. Дальнейшие вычисления можно провести математическим способом. Ветровой рукав для метеоплощадки своими руками Устройство для измерения силы ветра. Ветровой рукав представляет собой конус из ткани. С его помощью определяют силу и направление ветра. Проще говоря: куда конус показывает - туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную его скорость. Для изготовления рукава нам понадобилась: длинная узкая «труба» из легкой ткани общей длиной около пяти метров, прочный устойчивый каркас, к которому мы закрепим наш конус. Он не только должен держать входное отверстие трубы всегда в открытом состоянии, но и свободно вращаться на некой оси. Так как ему надо легко менять свое положение, чтобы показывать направление ветра. Изготовили такую опору из проволочного кольца, закрепленного на гвозде. Гвоздь вбиваем в деревянный столбик так, чтобы кольцо могло свободно вращаться вокруг него. Для точного определения направление ветра сделали «розу ветров», скрестив две палочки, и промаркировали ее в соответствии со сторонами света. При снятии показаний надо иметь ввиду, что метеорологическим направлением ветра считается направление обратное тому, которое показывает ветроуказатель. НЕДОСТАТОК: прочность нашего ветрового рукава оставляет желать лучшего, ведь все сделано из подручных материалов, не опробовано при разной силе ветра, а потому в самый ответственный момент может рухнуть и испортить показатели. Но зная это, мы постоянно будем находиться рядом и страховать наше самодельное приспособление! Флюгер для метеоплощадки своими руками. Флюгер. С его помощью определяем, с какой стороны дует ветер. Нам понадобилось:две палки (одна из них легкая, тростниковая для стрелки флюгера), -скотч,картон и кусочек металлической проволоки длиной 15 см. Принцип работы таков:Вырезали из картона стрелку (треугольник со сторонами 10, 10 и 5 см) и оперение (два параллелограмма со сторонами 10х7 см). Нижний край параллелограмма подогнули на 1 см. Тростинку, которая будет стрелкой флюгера, расщепили с одной стороны. Вставили в щель наконечник. Скотчем перемотали продолжение тростинки, чтобы щель не пошла дальше и не расколола тростинку пополам. Части оперения сложили загнутыми сторонами внахлест так, чтобы между ними можно было всунуть конец стрелки. И фиксируем их скотчем. Нашли центр тяжести стрелы. Обмотали это место скотчем и сделали отверстие. В него мы вставили металлический стержень - ось вращения. В земле крепко зафиксировали толстую палку. Определяем стороны света и отмечаем их на земле. Самодельный флюгер готов! Теперь остается приноровиться, запастись терпением и научить малышей определять направление ветра. Солнечные часы для метеоплощадки своими руками.(план на будущее) Нам понадобится:открытая поверхность,прочная ровная палка примерно сантиметров 50 высотой,мелкие предметы, например, ракушки,камни, мел или краска, для разметки грунтовой поверхности. Принцип работы таков:Выбираем пустой участок, находящийся весь день на солнце. Установим на нем палку, вокруг расставляем метки (определяем их по настоящим часам). На место каждого часа кладем мелкий предмет, — ракушки,камни. Когда количество часов будет полное и равное 12, прочерчиваем круг, соединяя метки. Наши уличные солнечные часы готовы. НЕДОСТАТОК: такие солнечные часы, выполненные своими руками для уличной метеостанции, не мобильные. При меняющихся погодных условиях они могут испортиться: ветер раздует мелкие предметы, дождь смоет разметку. Но в качестве наглядного примера того, как определяется время посредством солнца и тени — это очень занятное приспособление. Рамка-определитель типов облаков для метеоплощадки своими руками Это приспособление — одно из самых необычных, интересных и сложных по исполнению, потому что требует от нас максимального творчества, усидчивости и фантазии. А еще — знаний типов облаков. Нам понадобится: чистый лист плотной бумаги форматом А3,10 картинок с фотографиями каждого типа облаков, фломастеры или карандаши, ножницы, бумажный клей. Принцип работы таков: Разметили плотную бумагу на 12 ровных частей. Две центральные части оставили пустыми. Здесь будем прорезать окошко для наблюдения за облаками. На остальные 10 частей наклеиваем картинки с изображением облаков. Рамка-определитель облаков готова! Метеобудка .В неё входят: Термометр– прибор для измерения температуры воздуха. Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха. Компас – прибор для определения сторон света. Используется для определения направления ветра Мы создали примитивные приборы-эскизы для будущей метеоплощадки , показали одноклассникам, объяснив принцип работы. А ещё мы выбрали место для солнечных часов, которые постараемся сделать весной. Результаты наблюдений за погодой за неделю поместили на слайдах. Практическая часть. 1. Демонстрация одноклассникам эскизов своих метеоприборов; 2. Защита приборов с объяснением принципа их работы и конкретные результаты; 3. Результаты наблюдений за погодой за неделю; Заключение. В процессе работы над проектом мы познакомились с большим количеством всевозможных природных явлений, поняли, что следует понимать под словом «погода» ,познакомились с работой метеоролога, метеорологическими станциями и приборами, с помощью которых мы узнаём о предстоящей погоде, изготовили простейшие метеоприборы и попытались провести исследования с ними, пронаблюдали за погодой в течение недели и результаты оформили в таблицу. Но, самое главное, мы познакомили со своей работой одноклассников и малышей. Источники информации: Электронные ресурсы: 1. http://travelask.ru/questions/83941-Примеры влияния человека на окружающую среду 2. www.belmeteo.net-Метеорологические станции Республики Беларусь 3. https://ru.wikipedia.org/wiki Анемометр 4. http://www.belmeteo.net/stations/19.htmlМетеослужбы Беларуси 5. https://obrazovanie.guru/nauka/biologiya/vliyanie-cheloveka-na-prirodu-negativnoe-vozdejstvie.html obrazovanie.guru © Главный образовательный порта 6. www.belmeteo.net-Метеорологические станции Республики Беларусь. План Этапа "Организация"16-30 октября 2018 5-6 классы Этап "Организация" Команда «Мы из КЮФ-Э» ГУО «Гимназия №1 г. Слуцка»,Беларусь, руководитель команды: учитель физики Максименко Т.Е.mte56@mail.ru, приветствуют организаторов и участников Интернет- проекта «STEM-марафон» Игровой номер stem249 Открытый урок «Погода.Изучение природных явлений». Добрый день. Каждый день мы смотрим прогноз погоды, чтобы узнать, в чем стоит выходить на улицу. Поэтому необходимо знать, какие явления предшествуют ей. Цель урока: познакомить учащихся младших классов с природными явлениями и способами их изучения. План урока: 1. Необычные явления природы; 2. Секреты самых необычных природных явлений; 3. Сезонные явления природы; 4. Природные явления по месту их возникновения; 5. Погода — что под ней следует понимать? 6. Метеостанции; 7. Метеорологические приборы; 8. Сущность работы метеоролога; 9. О собственной метеоплощадке для изучения погоды; 10. Демонстрация одноклассникам эскизов своих метеоприборов; 11. Защита приборов с объяснением принципа их работы и конкретные результаты; 12. Подготовить отчёт по проделанной работе. Необычные явления природы: Необычные явления в природе В самых разных частях земного шара можно встретить самые необычные явления, которыми время от времени удивляет природа, такие погодные явления бывают редкими, а бывают типичными для определенного времени года и места земного шара, но так или иначе, такие проявления природных сил вызывают удивление... Природа удивительна и многогранна. Некоторые ее явления не поддаются никаким научным теориям и объяснениям. Человеку остается только восхищаться увиденным. Северное сияние Северное сияние – это необычное свечение, которое образуется вследствие взаимодействия верхних слоев атмосферы с заряженными частицами солнца. Чем выше его активность, тем большая вероятность возникновения сияния. Удивительное зрелище можно наблюдать только в высоких широтах, около полюсов. Продолжительность северного сияния – от двух-трех часов до нескольких дней. Падающие звезды Ночью, в ясную погоду, нередко можно наблюдать быстро скользящие по небу светящиеся точки. И хотя их называют падающими звездами, это всего лишь небольшие камни, частицы вещества. Яркая вспышка возникает, когда они вторгаются в земную атмосферу. В отдельные периоды в году метеоры падают сплошным потоком. Такое явление называют «звездный дождь». Шаровая молния Одно из самых загадочных природных явлений. Такая молния имеет форму шара, но иногда ее очертания могут напоминать, грушу, каплю или гриб. Цвет чаще всего теплых оттенков – оранжевый, желтый, красный, но может быть и черным, и прозрачным. Размеры шаровой молнии также варьируются в достаточно широком диапазоне – от 5-6 см до нескольких метров. Шаровая молния характеризуется непредсказуемым поведением и непродолжительным действием – обычно всего несколько секунд. Гало. Гало – явление распространенное. Круг света вокруг солнца в средних широтах может возникать раз в несколько дней. Появление гало имеет, в отличие от многих других необычных явлений, научное объяснение. Световой круг образуется в результате преломления лучей солнца в ледяных кристаллах, которые содержатся в облаках. Помимо светящихся окружностей, по сторонам от солнца могут возникать «ложные солнца». Перламутровые облака Перламутровые облака – явление крайне редкое. Они образуются на высоте 15 –25 кми в холодных частях стратосферы. Эти тонкие прозрачные облака, окрашенные в перламутровые цвета, невозможно перепутать ни с чем другим. Наблюдать их можно в северных странах либо сразу после захода Солнца, либо перед восходом. Двояковыпуклые облака Эти облака по своей форме часто напоминают летающую тарелку. Они имеют вид двояковыпуклой линзы. Часто образуются перед ураганом. Ученые полагают, что необычная форма облаков объясняется кристалликами льда, которые формируются под воздействием внешних факторов (например, эмиссия пролетевшего самолета). Рыбные и лягушачьи дожди Осадки из живности – не такое уж редкое явление. В древности его объясняли просто – даром или карой богов. Современные ученые склонны видеть причину в торнадо или смерчах, которые сначала поднимают живность в воздух, а потом переносят на большие расстояния. Но непонятно, почему лягушки и рыба падают на строго ограниченной территории. Сезонные явления природы Явления природы характеризуют погоду с сезонными изменениями природы и наблюдаются в определенные сезоны года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой. Явления природы весной: Весенние явления в природе Весна пробуждает природу, поливает землю обильными дождями, готовит растения, лес к летнему сезону роста. Наиболее характерные весенние явления погоды это снеготаяние, половодье, набухание почек, а также возможна первая гроза... Облака Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Чем выше над землей, тем температура воздуха ниже, водяной пар остывает и превращается обратно в капли воды, часть воды замерзает, превращаясь в мельчайшие крупицы льда. Так переохлажденные частицы пара образуют облака. Летом облака частенько кучевые и дождевые, проплывают низко над землей. Зимой облака перистые и расположены высоко в небе... Ветер Потоки воздуха под воздействием разных давлений начинают двигаться в определенном, чаще горизонтальном направлении. Образуются циклоны и антициклоны - атмосферные массы обусловленные движением воздуха... Дождь Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Дождь выпадает из слоисто-дождевых и высокослоистых облаков... Явления природы летом: Летние явления в природе Лето дарит солнце, тепло и по большей части хорошую погоду. Летом погодные явления благоприятны, это солнце, облака, теплый ветерок, но бывает погода преподносит хмурные, а то и грозные настроения, ливень, гроза, по окончании которых возможно увидеть волшебное природное явление радугу... Гроза Природное явление, при котором возникают мощные электрические разряды внутри облаков и около поверхности земли. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами. Грозовое облако образуется из темнеющих от массы воды кучевых облаков, затем происходит стадия распада облака на ливневые дожди, сопровождаемые шквальным ветром, раскатами грома и разрядами молний... Град Иногда летняя гроза может сопровождаться градом, это такие ледяные частички, которые образуются еще в переохлажденном облаке при замерзании капель воды и не успев растаять, стремительно обрушиваются на землю... Радуга Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя, ливня с грозой. Радуга оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги, видна только при условии, когда солнце находится за спиной наблюдающего, то есть одновременно увидеть и солнце и радугу не получится. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение в отклонении разных цветов, так белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги... Роса Роса образуется как летом и осенью, так и весной. После ночи ранним утром можно заметить, как на траве появляются капельки воды, отчего создается впечатление, что трава сырая и прошел дождь, хотя небо чистое. Дело в том, что за ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листями деревьев и оседает в виде капелек воды. Кстати, осенью после холодных ночей капли росы подмерзают, отчего она принимаеи белый цвет и трава кажется белой... Явления природы осенью: Осенние явления в природе Осенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие и пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры. Осенью природа одаривает такими явлениями, как дождь, туман, листопад, а ближе к зиме иней и первый снег... Туман Туман чаще всего возникает при понижении температуры ночью в вечернее и утреннее время. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды. Эти капли микроскопичны и легки, они не падают на землю и задерживаются в воздухе, образовывая непрозрачную водянистую дымку - туман. Чаще всего туманы наблюдаются глубокой осенью в ноябре... Иней Осенью, когда дневная температура выше нуля градусов, а ночная опускается ниже нуля, земля охлаждается. Может образовываться иней, а лужи покрываются тонкой пленкой льда. При заморозках, ночная температура воздуха охлаждает землю, траву, деревья. Пар в воздухе, состоящий из водянистых капельках касается охлажденных поверхностей и осядает, превращаясь в тонкую ледяную пленку. Если температура земли ниже нуля - образуется иней, если выше - роса... Листопад Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячки. Еще до листопада листья деревьев сохнут, приобретают желтый, либо красный вид и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя хоровод - листопад.. Опавшие листья нужны природе для будущего роста. Так по весне старые листья образуют перегной, который так необходим почве для нового растительного периода... Явления природы зимой: Зимние явления в природе Зимой весь растительный мир засыпает, а многие животные ложаться в зимнюю спячку. Наиболее частые явления природы зимой это ледостав, снег, метель, вьюга, а на окошках в особенно холодные зимние дни мороз рисует узоры... Ледостав Чем ближе зима, тем сильнее охлаждается вода в реках. Глубокой осенью начинает идти мокрый снег, который попадая на поверхность воды не тает, образуя кашицу в виде снега и воды. Сверху на кашицу падает новый снег, да и вода в кашице начинает твердеть, замерзать. Проплывая по течению реки каша из мокрого снега, воды и льда превращается в кусочки льда, лед слипается и образуются льдины. Постепенно льдины крупнеют и при сильных морозах сковываются в единый лед... Снег Зимой осадки проявляются в виде падающего снега и снежных метелей. Снег очень важен для природы. Покрывающий землю, растения, снег удерживает тепло, где подобно парнику не дает вымерзать спящей растительности и зимующим зверькам и насекомым. При оттепелях, когда столбик термометра находится около нуля, снег становится мокрым и липким, может идти снег с дождем, а на дорогах образуется гололед. При низких температурах снег становится сухим и рыхлым, а при снегопаде снежинки плавно кружаться и легко стряхиваются с одежды... Морозные узоры Зимой можно увидеть на окнах удивительные рисунки в виде снежинок на стекле, расписанные, будто кисточкой. Эти волшебные узоры на окнах оставил ни кто иной, как мороз на улице. А образуются морозные узоры при резком понижении температуры за окном, оставляя расписные узоры из кристалликов... Природные явления по месту их возникновения Природные явления по месту их возникновения можно разделить: Геологические. Метеорологические. Гидрологические. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. Геологические. 1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Рисунок 1. 2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма. Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой. 3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород. Образование оползней зависит от различных факторов, таких как: • какие горные породы слагают данный склон; • крутизна склона; • грунтовые воды и др. Рисунок 3. Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта). 4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах. Причины обвалов в горах могут быть: • породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами; • деятельность воды; • геологические процессы (землетрясение) и др. Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород. 5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°. Причинами схода снежной лавины являются: • землетрясение; • интенсивное таянье снега; • длительный снегопад;*деятельность человека. Метеорологические. 1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям. 2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с. 3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава. Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с. Гидрологические. 1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д. Причины наводнения: • интенсивное таяние снега в весенний период; • обильное выпадение осадков; • загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах; • деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки). Виды наводнений: 2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород. Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д. 3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна. Цунами возникает в результате: • землетрясения; • извержения подводного вулкана; • оползней и т.д. Погода — что под ней следует понимать? Землю окружает воздушная оболочка — атмосфера. Воздушная оболочка Земли очень подвижна, непостоянна и изменчива. Изменения в воздушной оболочке Земли и определяют погоду. Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время. Основные показатели погоды: *Первый показатель — это температура окружающего воздуха, которая колеблется в зависимости от времени года, времени суток и температуры воздушной массы над определенным районом. *Второй важный показатель — это атмосферное давление , которое оказывает влияние на движение воздуха – ветер. *Третий показатель это ветер Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха. В зависимости от скорости перемещения воздуха различают: Свежий ветерок — скорость ветра от 5 до 10 м/с (18—36 км/ч), *Шторм (буря) — ветер, скорость которого более 20 м/с (72 км/ч) Кратковременное усиление ветра до 30 м/с называется - шквал Ураган - ветер, скорость которого более 30 м/с (более 100 км/ч) *Для предсказания погоды на Земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тыс. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. *Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определенных *Гроза — бурное ненастье с дождем, громом и молниями . *Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. *Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Основным признакиом приближения грозы является скопление мощных кучево-дождевых облаков, которые быстро надвигаются и вскоре занимают все небо. *Гололёд — это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности (тротуарах, проезжей части дороги) и на предметах (деревьях, проводах, домах и т. д.) при замерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до -3 °С. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров. Гололедица — это тонкий слой льда, который образовался на земной поверхности после оттепели или дождя в результате похолодания, а также после замерзания мокрого снега . *Снежный занос — это природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 ч . Метель — это перенос снега ветром в призем¬ном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом. Пурга — сильный ветер со снегопадом. Все данные о погоде приходят от метеостанций, на которых установлены специальные приборы для измерения природных показателей. Метеостанции * История метеонаблюдений насчитывает более 130 лет. На сегодняшний день в России более тысячи метеостанций. Только в Москве их шесть. Государственная сеть гидрометеорологических наблюдений Республики Беларусь включает в себя 56 метеорологических станций, в том числе 46 станций, осуществляющих наблюдения за погодой по программе метеорологической станции 2 разряда, 3 станции, работающих по программе метеорологической станции 3 разряда и 7 авиационных метеорологических станций гражданских (АМСГ) 2 разряда. *13 апреля 1834 г. 13 апреля 1834 г. Высочайшим соизволением Николая I в России учреждена метеорологическая служба. Высочайшим соизволением Николая I в России учреждена метеорологическая служба. Ее первоначальным центром стала Нормальная магнитно - метеорологическая обсерватория, преобразованная в 1849 г. в Главную физическую обсерваторию (ГФО). Ее первоначальным центром стала Нормальная магнитно - метеорологическая обсерватория, преобразованная в 1849 г. в Главную физическую обсерваторию (ГФО). *Метеорологическая станция используются для составления прогнозов погоды и предупреждений о неблагоприятных явлениях погоды, изучения климата и его изменений, а также для обеспечения обслуживаемых организаций сведениями о погоде. МЕТЕОСТАНЦИЯ *Наблюдения на метеостанции проводятся по стандартной программе через каждые 3 или 6 часов, а в некоторых случаях ежечасно. КЛАССИЧЕСКАЯ МЕТЕОСТАНЦИЯ * Различают аналоговые и цифровые метеорологические станции. На классической (аналоговой) метеостанции имеется: термометр для измерения температуры; барометр для измерения давления; гигрометр для измерения влажности воздуха; анемометр для измерения скорости ветра; флюгер для измерения направления ветра; осадкомер для измерения осадков. *Цифровые метеостанции Для информирования водителей о погодной обстановке используют цифровые метеостанции - информационные табло, с температурой поверхности дороги и воздуха. В случае опасности на табло могут появляться предупреждения (МОКРАЯ ДОРОГА, БОКОВОЙ ВЕТЕР и т. п.) * Гидрологические метеорологические станции Гидрологические метеостанции ведут метеорологические и гидрологические наблюдения над состоянием погоды океанов, морей, рек, озёр и болот. Такие метеостанции располагаются на материках, на морских плавающих станциях, а также существуют речные, озёрные и болотные станции наблюдения. * Бытовые домашние метеостанции появились сравнительно недавно, показывают температуру в помещении, вне помещения, измеряют влажность, атмосферное давление. Работают, как от электрической сети, так и от сменных элементов питания. Метеорологические приборы Метеорологические приборы - приборы и установки для измерения и регистрации значений метеорологических элементов. Для сравнения результатов измерений, производимых на различных метеостанциях, метеорологические приборы делают однотипными и устанавливают так, чтобы их показания не зависели от случайных местных условий.метеорологических элементов Метеорологические приборы предназначены для работы в естественных условиях в любых климатических зонах. Поэтому они должны безотказно работать, сохраняя стабильность показаний в большом диапазоне температур, при большой влажности, выпадении осадков, и не должны бояться больших ветровых нагрузок, пыли. Метеорологические элементы, характеристики состояния атмосферы: температура, давление и влажность воздуха, скорость и направление ветра, облачность, осадки, видимость (прозрачность атмосферы), а также температура почвы и поверхности воды, солнечная радиация, длинноволновое излучение Земли и атмосферы. К метеорологическим элементам относят также различные явления погоды: грозы, метели и т. п. Изменения Метеорологических элементов являются результатом атмосферных процессов и определяют погоду и климат. Термометр От греч.Therme - тепло + Metreo - измеряю Термометр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т.д. при тепловом контакте между объектом измерений и чувствительным элементом термометра. Термометры применяются в метеорологии, гидрологии и других науках и отраслях хозяйства. На метеостанциях, где измерения температур проводятся в определенные сроки, для фиксации максимальных температур между сроками наблюдения служит максимальный термометр (ртутный); наименьшую температуру между сроками фиксирует минимальный термометр (спиртовой). Барометр От греч.Baros - тяжесть + Metreo - измеряю Барометр - прибор для измерения атмосферного давления. Барометры подразделяются на жидкостные барометры и барометры-анероиды. Гигрометр От греч. Hygros - влажный Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха или других газов. Различают волосные, конденсационные и весовые гигрометры, а также регистрирующие гигрометры (гигрографы). Осадкомер Дождемер; Плювиометр Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Осадкомер представляет собой цилиндрическое ведро строго определенного сечения, устанавливаемое на метеоплощадке. Количество осадков определяется путем сливания попавших в ведро осадков в специальный дождемерный стакан, площадь сечения которого также известна. Твердые осадки (снег, крупа, град) предварительно растапливаются. Конструкция осадкомера предусматривает защиту от быстрого испарения осадков и от выдувания попавшего в ведро осадкомера снега. Снегомерная рейка Снегомерная рейка - рейка, предназначенная для измерения толщины снежного покрова при метеонаблюдениях. Термограф От греч.Therme - тепло + Grapho - пишу Термограф - прибор-самописец, непрерывно регистрирующий температуру воздуха и записывающий ее изменения в виде кривой. Термограф располагается на метеостанции в специальной будке. Гелиограф От греч. Helios - Солнце + Grapho - пишу Гелиограф - прибор-самописец, регистрирующий продолжительность солнечного сияния. Основная часть прибора - хрустальный шар диаметром около 90 мм, работающий как собирающая линза при освещении с любой стороны, причем фокусное расстояние во всех направлениях одинаково. На фокусном расстоянии параллельно поверхности шара располагается картонная лента с делениями. Солнце, передвигаясь в течение дня по небу, прожигает в этой ленте полоску. В те часы, когда Солнце закрыто облаками, прожог отсутствует. Время, когда Солнце светило и когда оно было скрыто, читается по делениям на ленте. Нефоскоп. Нефоскоп - прибор, предназначенный для определения относительной скорости движения облаков и направления их движения. Облакомер Облакомер - прибор для определения высоты нижней и верхней границы облаков, поднимаемый на шаре-зонде. Действие облакомера основано: - либо на изменении сопротивления фотоэлемента, реагирующего на изменении освещенности при входе в облака и выходе из них; - либо на изменении сопротивления проводника с гигроскопичным покрытием при попадании на его поверхность облачных капель. Анемометр От греч. Anemos - ветер + Metreo - измеряю Анемометр - прибор для измерения скорости ветра и газовых потоков по числу оборотов вращающейся под действием ветра вертушки. Существуют анемометры разных типов: ручные и постоянно закрепленные на мачтах и др. Отличают регистрирующие анемометры (анемографы). Гидрологическая наблюдательная установка Гидрологическая наблюдательная установка Гидрологическая наблюдательная установка - стационарная установка для проведения наблюдений за элементами гидрологического режима. Метелемер - устройство, применяемое для определения количества снега, переносимого ветром. Радиозонд - прибор для метеорологических исследований в атмосфере до высоты км. Радиозонд поднимается на выпущенном в свободный полет воздушном шаре и автоматически передает на землю радиосигналы, соответствующие значениям давления, температуры, влажности воздуха. На большой высоте шар лопается, а приборы спускаются на парашюте и могут быть использованы вновь. Шар-зонд - резиновый воздушный шар с прикрепленным к нему метеорографом, выпускаемый в свободный полет. На определенной высоте после разрыва оболочки метеорограф спускается на землю на парашюте. Шар-пилот - резиновый шар, наполненный водородом, выпускаемый в свободный полет. Определяя его положение с помощью теодолитов или методами радиолокации, можно вычислить скорость и направление ветра. Метеорологическая ракета - ракетный аппарат, запускаемый в атмосферу для исследования ее верхних слоев, главным образом мезосферы и ионосферы. Приборы исследуют атмосферное давление, магнитное поле Земли, космическое излучение, спектры солнечного и земного излучений, состав воздуха и т.д. Показания приборов передаются в виде радиосигналов. Метеорологический спутник - искусственный спутник Земли, регистрирующий и передающий на Землю различные метеорологические данные. Метеорологический спутник предназначен для наблюдения за распределением облачного, снегового и ледового покровов, измерения теплового излучения земной поверхности и атмосферы и отраженной солнечной радиации с целью получения метеорологических данных для прогноза погоды. Сущность работы метеоролога. Как метеорологи прогнозируют погоду и с помощью каких приборов делают измерения. *Метеорологи занимаются наблюдением за погодой и первичным анализом. Обновление прогнозов происходит четыре раза в сутки. *Метеоролог выполняет сбор и систематизацию сведений об атмосферных процессах. Работа осуществляется на свежем воздухе, в том числе в неблагоприятных погодных условиях. Измерения проводятся в строго заданные временные интервалы, независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм на море, гроза и т. д.). Работа на отдаленных метеостанциях проходит часто в условиях изоляции, одиночества. Данные метеорологических исследований используются в сельском хозяйстве, авиации и судоходстве, градостроительстве. * Сбор данных, полученных в процессе наблюдения за атмосферными явлениями на гидрометеорологических станциях. Это показания специальных приборов, атмосферных зондов, контроль уровня загрязненности атмосферы;передача информации на центральный узел – гидрометеоцентр. * СИНОПТИЧЕСКАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ (от греч. synoptikos - способный всё обозреть), раздел метеорологии, посвященный изучению крупномасштабных атмосферных процессов (возникновение и перемещение циклонов и антициклонов, воздушных масс и атмосферных фронтов) и прогнозу погоды. Исследования ведутся путём составления и анализа синоптических карт, а также информации, полученной с метеорологических спутников. * Настольная книга синоптика – карта погоды. По данным наблюдений на мировой сети метеостанций за основные сроки наблюдений составляются синоптические карты, или карты погоды. Синоптические карты строятся путем нанесения на географическую карту цифрами и символами характеристик погоды в каждом пункте наблюдений. На синоптической карте отражено состояние погоды над сравнительно большими территориями, что позволяет синоптику обозревать погоду одновременно на большом пространстве. Об организации на территории гимназии собственной метеоплощадки для изучения погоды. Для организации качественной собственной метеоплощадки времени у нас очень мало. Для этого нужно к нашему желанию ещё финансирование, помощь взрослых. Этим вопросом мы займёмся следующим летом. А пока создадим эскиз возможной площадки из того, что уже есть у других. Комплектация обучающей метеостанции: *барометр, * дождемер, *ветровой рукав для измерения силы ветра, *флюгер, *солнечные часы, * рамка-определитель типов облаков. Барометр для метеоплощадки своими руками Мы использовали: стеклянную банку, воздушный шарик, скотч, бамбуковую шпажку, цветную бумагу, канцелярский зажим-прищепку. Изготовив барометр проведём исследования: устанавливаем шкалу так, чтобы стрелочка барометра показывала на нее и отмечаем показания. При увеличении давления внешний воздух вминает внутренний вглубь, шарик прогибается, стрелочка поднимается. А при падении давления воздух в банке начинает давить на шарик изнутри, он вспучивается, стрелочка наклоняется вниз. ВАЖНО: чтобы градуировать шкалу, начальные измерения самодельного барометра нужно сличать с показаниями настоящего (или с данными на сайте погоды). Конечно, такое приспособление не совсем прочное и очень скоро компоненты придется менять, но кое-что измерить все же удастся! Дождемер для метеоплощадки своими руками На настоящих метеостанциях для измерения количества выпавших осадков используют специальный прибор — осадкометр. Он представляет собой укрепленное на вертикальном столбе дождемерное ведро, закрытое от ветра, и дождемерный стакан для измерения количества осадков. Мы решили изготовить упрощенный вариант дождемера Нам понадобился: пластиковый сосуд (обрезанная бутылка от минералки), веревка, скрепка, мерный стаканчик. Принцип работы таков: Пластиковый сосуд укрепили на бельевой веревке с помощью скрепки. Вот и все! Далее остается ждать дождя и измерять то количество осадков, которое собирается в стакане за сутки. Для этого воду переливаем в мерный стаканчик, показания записываем в блокнот. НЕДОСТАТКИ: если дождемер установлен не на открытом месте, то при боковом ветре в измерительный стаканчик осадков попадает меньше, чем при встречном. Кроме того, из-за маленького объема самодельного дождемера, подобное приспособление не способно измерить квадратный метр площади. Дальнейшие вычисления можно провести математическим способом. Ветровой рукав для метеоплощадки своими руками Устройство для измерения силы ветра. Ветровой рукав представляет собой конус из ткани. С его помощью определяют силу и направление ветра. Проще говоря: куда конус показывает - туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную его скорость. Для изготовления рукава нам понадобилась: длинная узкая «труба» из легкой ткани общей длиной около пяти метров, прочный устойчивый каркас, к которому мы закрепим наш конус. Он не только должен держать входное отверстие трубы всегда в открытом состоянии, но и свободно вращаться на некой оси. Так как ему надо легко менять свое положение, чтобы показывать направление ветра. Изготовили такую опору из проволочного кольца, закрепленного на гвозде. Гвоздь вбиваем в деревянный столбик так, чтобы кольцо могло свободно вращаться вокруг него. Для точного определения направление ветра сделали «розу ветров», скрестив две палочки, и промаркировали ее в соответствии со сторонами света. При снятии показаний надо иметь ввиду, что метеорологическим направлением ветра считается направление обратное тому, которое показывает ветроуказатель. НЕДОСТАТОК: прочность нашего ветрового рукава оставляет желать лучшего, ведь все сделано из подручных материалов, не опробовано при разной силе ветра, а потому в самый ответственный момент может рухнуть и испортить показатели. Но зная это, мы постоянно будем находиться рядом и страховать наше самодельное приспособление! Флюгер для метеоплощадки своими руками. Флюгер. С его помощью определяем, с какой стороны дует ветер. Нам понадобилось:две палки (одна из них легкая, тростниковая для стрелки флюгера), -скотч,картон и кусочек металлической проволоки длиной 15 см. Принцип работы таков:Вырезали из картона стрелку (треугольник со сторонами 10, 10 и 5 см) и оперение (два параллелограмма со сторонами 10х7 см). Нижний край параллелограмма подогнули на 1 см. Тростинку, которая будет стрелкой флюгера, расщепили с одной стороны. Вставили в щель наконечник. Скотчем перемотали продолжение тростинки, чтобы щель не пошла дальше и не расколола тростинку пополам. Части оперения сложили загнутыми сторонами внахлест так, чтобы между ними можно было всунуть конец стрелки. И фиксируем их скотчем. Нашли центр тяжести стрелы. Обмотали это место скотчем и сделали отверстие. В него мы вставили металлический стержень - ось вращения. В земле крепко зафиксировали толстую палку. Определяем стороны света и отмечаем их на земле. Самодельный флюгер готов! Теперь остается приноровиться, запастись терпением и научить малышей определять направление ветра. Солнечные часы для метеоплощадки своими руками.(план на будущее) Нам понадобится:открытая поверхность,прочная ровная палка примерно сантиметров 50 высотой,мелкие предметы, например, ракушки,камни, мел или краска, для разметки грунтовой поверхности. Принцип работы таков:Выбираем пустой участок, находящийся весь день на солнце. Установим на нем палку, вокруг расставляем метки (определяем их по настоящим часам). На место каждого часа кладем мелкий предмет, — ракушки,камни. Когда количество часов будет полное и равное 12, прочерчиваем круг, соединяя метки. Наши уличные солнечные часы готовы. НЕДОСТАТОК: такие солнечные часы, выполненные своими руками для уличной метеостанции, не мобильные. При меняющихся погодных условиях они могут испортиться: ветер раздует мелкие предметы, дождь смоет разметку. Но в качестве наглядного примера того, как определяется время посредством солнца и тени — это очень занятное приспособление. Рамка-определитель типов облаков для метеоплощадки своими руками Это приспособление — одно из самых необычных, интересных и сложных по исполнению, потому что требует от нас максимального творчества, усидчивости и фантазии. А еще — знаний типов облаков. Нам понадобится: чистый лист плотной бумаги форматом А3,10 картинок с фотографиями каждого типа облаков, фломастеры или карандаши, ножницы, бумажный клей. Принцип работы таков: Разметили плотную бумагу на 12 ровных частей. Две центральные части оставили пустыми. Здесь будем прорезать окошко для наблюдения за облаками. На остальные 10 частей наклеиваем картинки с изображением облаков. Рамка-определитель облаков готова! Метеобудка .В неё входят: Термометр– прибор для измерения температуры воздуха. Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха. Компас – прибор для определения сторон света. Используется для определения направления ветра Мы создали примитивные приборы-эскизы для будущей метеоплощадки , показали одноклассникам, объяснив принцип работы. А ещё мы выбрали место для солнечных часов, которые постараемся сделать весной. Результаты наблюдений за погодой за неделю поместили на слайдах. Практическая часть. 1. Демонстрация одноклассникам эскизов своих метеоприборов; 2. Защита приборов с объяснением принципа их работы и конкретные результаты; 3. Результаты наблюдений за погодой за неделю; Заключение. В процессе работы над проектом мы познакомились с большим количеством всевозможных природных явлений, поняли, что следует понимать под словом «погода» ,познакомились с работой метеоролога, метеорологическими станциями и приборами, с помощью которых мы узнаём о предстоящей погоде, изготовили простейшие метеоприборы и попытались провести исследования с ними, пронаблюдали за погодой в течение недели и результаты оформили в таблицу. Но, самое главное, мы познакомили со своей работой одноклассников и малышей. Источники информации: Электронные ресурсы: 1. http://travelask.ru/questions/83941-Примеры влияния человека на окружающую среду 2. www.belmeteo.net-Метеорологические станции Республики Беларусь 3. https://ru.wikipedia.org/wiki Анемометр 4. http://www.belmeteo.net/stations/19.htmlМетеослужбы Беларуси 5. https://obrazovanie.guru/nauka/biologiya/vliyanie-cheloveka-na-prirodu-negativnoe-vozdejstvie.html obrazovanie.guru © Главный образовательный порта 6. www.belmeteo.net-Метеорологические станции Республики Беларусь. - Автор: Октябрята
Посмотреть работу (0 Мб)
- Автор: Геошанс
Посмотреть работу (0 Мб)
ОБЪЯСНЕНИЕ. Команда «Геошанс» на этапе «Организация» провела следующую работу: сделали метеоплощадку, провели классный час в 4 классе, провели наблюдение за погодой, подвели итоги. Мы провели в 4 классе (в классе 4 ученика) классный час на тему «Погода. Изучение природных явлений». Для этого мы воспользовались презентациями и рассказали ученикам , что такое погода, какие существуют явления погоды, какие есть приборы для наблюдения за погодой. Кроме того, мы рассказали о том, кто является изобретателем приборов. Младшие ученики узнали , как мы сделали приборы, барометр и дождемер, для чего они нужны, как работают. На классном часе мы показали четвероклассникам стаканчик с дождевой водой, перелили воду в мерный стаканчик и увидели сколько мм осадков выпало за сутки. Школьники познакомились с профессией метеоролога. Вторая часть классного часа посвящена викторине по теме. Младшие школьники с удовольствием отвечали на вопросы викторины, составленные нами. Нам понравилось наблюдать за погодой. Начиная с 21 октября по 27 октября Даниил делал фотографии, Лера и Катя записывали данные о погоде. Мы сделали общие выводы, подвели итоги. Нам было интересно участвовать в проекте, обогатили знания по теме «Погода». Спасибо за проект. ОБЪЯСНЕНИЕ. Команда «Геошанс» на этапе «Организация» провела следующую работу: сделали метеоплощадку, провели классный час в 4 классе, провели наблюдение за погодой, подвели итоги. Мы провели в 4 классе (в классе 4 ученика) классный час на тему «Погода. Изучение природных явлений». Для этого мы воспользовались презентациями и рассказали ученикам , что такое погода, какие существуют явления погоды, какие есть приборы для наблюдения за погодой. Кроме того, мы рассказали о том, кто является изобретателем приборов. Младшие ученики узнали , как мы сделали приборы, барометр и дождемер, для чего они нужны, как работают. На классном часе мы показали четвероклассникам стаканчик с дождевой водой, перелили воду в мерный стаканчик и увидели сколько мм осадков выпало за сутки. Школьники познакомились с профессией метеоролога. Вторая часть классного часа посвящена викторине по теме. Младшие школьники с удовольствием отвечали на вопросы викторины, составленные нами. Нам понравилось наблюдать за погодой. Начиная с 21 октября по 27 октября Даниил делал фотографии, Лера и Катя записывали данные о погоде. Мы сделали общие выводы, подвели итоги. Нам было интересно участвовать в проекте, обогатили знания по теме «Погода». Спасибо за проект.
Новости
27 апреля 2024 Опубликован рейтинг команд, принявших участие в финале
26 апреля 2024 года состоялся финал Семейного онлайн-турнира "Безопасный Интернет". Рейтинг участников опубликован на странице финала.