Задания I тур, 2011 – 2012 учебный год

  • До 30 сентября 2011 г. (17:00 мск) – ответы принимаются онлайн по ссылке Пройти тестирование в
    Виртуальном кабинете команды.

Тур посвящен вопросам размножения и развития организмов.

Выберите один или несколько правильных ответов или впишите ответ в рамку ОДНИМ СЛОВОМ без знаков препинания.

1. Каков главный биологический смысл того, что в пчелиной семье матка и рабочие пчелы имеют диплоидный набор хромосом, а трутни – гаплоидный?

  • 1) Определение пола у пчел зависит от набора хромосом: при диплоидном наборе образуются матка и рабочие пчелы, при гаплоидном – трутни.
  • 2) При оплодотворении матки трутнями образуются оплодотворенные яйцеклетки с триплоидным набором хромосом, из которых потом развиваются рабочие пчелы.
  • 3) Трутни нужны только для оплодотворения матки, поэтому им необязательно иметь второй набор хромосом и, соответственно, второй набор генов, который бы обеспечил им более высокую жизнеспособность.
  • 4) Диплоидный и триплоидный набор хромосом обеспечивает отсутствие жала, которое мешало бы трутням оплодотворить матку.
  • 5) Гаплоидный набор хромосом трутней обеспечивает мгновенную выбраковку из пчелиной семьи «плохих» генов.

2. Какой поговоркой (поговорками) можно охарактеризовать тот факт, что летом инфузории размножаются бесполым способом, а осенью «включают» половой процесс?

  • 1) от добра добра не ищут
  • 2) слишком хорошо – тоже нехорошо
  • 3) тише едешь – дальше будешь
  • 4) из двух зол выбираем меньшее
  • 5) чужим добром богат не будешь
  • 6) вред и польза рядом живут
  • 7) чужое добро впрок не идет
  • 8) не делай добра – не получишь зла

3. На рис. 1 изображены представители двух групп организмов: муравьи и тли. У них встречается особенный способ размножения. Но этот способ у них разный. Каждая его разновидность имеет два названия. Впишите одним словом эти названия. Сначала для муравьев, затем для тлей. Сначала то, которое связано с количеством хромосом, потом то, которое связано с названием участвующих в нем клеток.

Рис. 1

У муравьев он______________________
или по-иному ___________________
У тлей он ____________________
или по-иному __________________

4. Особенностями способа размножения из пункта 3 являются:

  • 1) низкая скорость размножения
  • 2) высокая скорость размножения
  • 3) генетическая однородность потомства
  • 4) генетическая неоднородность потомства
  • 5) этот способ размножения используется в основном в благоприятных условиях среды
  • 6) этот способ размножения используется в основном в неблагоприятных условиях среды
  • 7) высокая выживаемость потомства
  • 8) низкая выживаемость потомства

5. Тот же самый способ размножения (см. вопрос 3) встречается и у позвоночных животных. На рисунках изображены пресмыкающиеся, среди которых встречается этот тип размножения. Укажите номер (номера) рисунков животных, у которых известен этот тип размножения.


Рис. 5.1


Рис. 5.2


Рис. 5.3


Рис. 5.4


Рис. 5.5


Рис. 5.6


Рис. 5.7


Рис. 5.8


Рис. 5.9


Рис. 5.10


Рис. 5.11

6. Впишите название этого способа размножения одним словом________________

7. Подобный же способ размножения характерен и для растений. Среди изображенных на рисунках растений выберите представителей тех семейств, среди которых он встречается.


Рис. 7.1


Рис. 7.2


Рис. 7.3


Рис. 7.4


Рис. 7.5


Рис. 7.6


Рис. 7.7


Рис. 7.8


Рис. 7.9


Рис. 7.10


Рис. 7.11


Рис. 7.12


Рис. 7.13


Рис. 7.14


Рис. 7.15

 
 

8. Впишите название этого способа размножения у растений одним словом______________

9. Еще один «странный» способ размножения встречается у некоторых позвоночных и беспозвоночных животных и у растений. Среди картинок с изображением животных и растений отметьте те, что принадлежат к семействам, в которых встречается этот способ размножения.


Рис. 9.1


Рис. 9.2


Рис. 9.3


Рис. 9.4


Рис. 9.5


Рис. 9.6


Рис. 9.7


Рис. 9.8


Рис. 9.9


Рис. 9.10


Рис. 9.11


Рис. 9.12


Рис. 9.13


Рис. 9.14


Рис. 9.15


Рис. 9.16


Рис. 9.17

 
 

10. Впишите этот способ размножения одним словом __________________