Задания I тур, 2011 – 2012 учебный год
-
До 30 сентября 2011 г. (17:00 мск) – ответы принимаются онлайн по ссылке Пройти тестирование в
Виртуальном кабинете команды.
Тур посвящен вопросам размножения и развития организмов.
Выберите один или несколько правильных ответов или впишите ответ в рамку ОДНИМ СЛОВОМ без знаков препинания.
1. Каков главный биологический смысл того, что в пчелиной семье матка и рабочие пчелы имеют диплоидный набор хромосом, а трутни – гаплоидный?
- 1) Определение пола у пчел зависит от набора хромосом: при диплоидном наборе образуются матка и рабочие пчелы, при гаплоидном – трутни.
- 2) При оплодотворении матки трутнями образуются оплодотворенные яйцеклетки с триплоидным набором хромосом, из которых потом развиваются рабочие пчелы.
- 3) Трутни нужны только для оплодотворения матки, поэтому им необязательно иметь второй набор хромосом и, соответственно, второй набор генов, который бы обеспечил им более высокую жизнеспособность.
- 4) Диплоидный и триплоидный набор хромосом обеспечивает отсутствие жала, которое мешало бы трутням оплодотворить матку.
- 5) Гаплоидный набор хромосом трутней обеспечивает мгновенную выбраковку из пчелиной семьи «плохих» генов.
2. Какой поговоркой (поговорками) можно охарактеризовать тот факт, что летом инфузории размножаются бесполым способом, а осенью «включают» половой процесс?
- 1) от добра добра не ищут
- 2) слишком хорошо – тоже нехорошо
- 3) тише едешь – дальше будешь
- 4) из двух зол выбираем меньшее
- 5) чужим добром богат не будешь
- 6) вред и польза рядом живут
- 7) чужое добро впрок не идет
- 8) не делай добра – не получишь зла
3. На рис. 1 изображены представители двух групп организмов: муравьи и тли. У них встречается особенный способ размножения. Но этот способ у них разный. Каждая его разновидность имеет два названия. Впишите одним словом эти названия. Сначала для муравьев, затем для тлей. Сначала то, которое связано с количеством хромосом, потом то, которое связано с названием участвующих в нем клеток.
Рис. 1
У муравьев он______________________
или по-иному ___________________
У тлей он ____________________
или по-иному __________________
4. Особенностями способа размножения из пункта 3 являются:
- 1) низкая скорость размножения
- 2) высокая скорость размножения
- 3) генетическая однородность потомства
- 4) генетическая неоднородность потомства
- 5) этот способ размножения используется в основном в благоприятных условиях среды
- 6) этот способ размножения используется в основном в неблагоприятных условиях среды
- 7) высокая выживаемость потомства
- 8) низкая выживаемость потомства
5. Тот же самый способ размножения (см. вопрос 3) встречается и у позвоночных животных. На рисунках изображены пресмыкающиеся, среди которых встречается этот тип размножения. Укажите номер (номера) рисунков животных, у которых известен этот тип размножения.
6. Впишите название этого способа размножения одним словом________________
7. Подобный же способ размножения характерен и для растений. Среди изображенных на рисунках растений выберите представителей тех семейств, среди которых он встречается.
8. Впишите название этого способа размножения у растений одним словом______________
9. Еще один «странный» способ размножения встречается у некоторых позвоночных и беспозвоночных животных и у растений. Среди картинок с изображением животных и растений отметьте те, что принадлежат к семействам, в которых встречается этот способ размножения.
10. Впишите этот способ размножения одним словом __________________