Это должен знать каждый

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств

Акция #ДобрыйЗнак

Символ акции — дорожный знак «Дети» Участники акции размещают в социальных сетях ( Вконтакте и/или Instagram) фотографию с “добрым знаком” и с хэштегом #ДобрыйЗнак как символ ответственного поведения на дороге и особого внимания к детям.

Экспериментальное задание 5-6 классы

Дорогие ребята!

Ознакомьтесь и выполните опыты своей возрастной категории. Заполните таблицу для исследования. 

Подготовьте презентацию-отчёт о проделанной работе. Сопроводите презентацию фотографиями опытов. Число фотографий по каждому  опыту должно соответствовать тому, что вы хотите отразить в наблюдениях, позволяющих сделать тот или иной вывод. Не забудьте включить в отчёт таблицу исследования.

ВНИМАНИЕ: не забывайте правила безопасной работы! Выполняйте эксперименты только с наставником и под его наблюдением!

Команда готовит следующие отчетные материалы:

·  Презентация

Презентация (Microsoft PowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress). Файл загружается в Виртуальном кабинете (по ссылке «Презентация»). Объем файла – не более 10000 Кб.

· Таблица наблюдений

Наблюдения необходимо оформить в виде таблицы, в предложенной форме. Подготовленную таблицу необходимо сфотографировать и добавить фото в презентацию.

Образование льда в разных условиях

Материалы и оборудование: 

  • формочки для приготовления кубиков льда (произвольно);
  • поднос;
  • поваренная соль; 
  • пищевая сода;
  • возможно использование пищевой лимонной кислоты;
  • чистый речной песок;
  • краски или пищевые красители;
  • часы; 
  • толстая нить из любого материала;
  • термометр (спиртовой); 
  • дощечка (примерно -  10 х 10 или 15 х 15);
  • тетрадь для записей.

Опыт 1. Замерзание воды в пластиковом пакете

Возьмите небольшой пластиковый пакет (например, аптечная упаковка медицинских бахил), заполните водой и плотно закройте (чтобы не было пустого пространства). Аккуратно поставьте в морозильную камеру холодильника на несколько часов.  Что произошло? Используйте таблицу для записи наблюдений, вставьте свое фото.

Соберите дополнительную информацию и дайте объяснение наблюдаемому явлению. Какие последствия для состояния асфальта и других дорожных покрытий имеет это явление?

Опыт 2. Соль «разъедает» лед…

1) Возьмите самую большую формочку со льдом, и выложите извлеченный кубик льда на лоток. Как вы вынимали лед?

2) На поверхность ледяного кубика нанесите при помощи ложечки немного поваренной соли.

3) Раствор краски или пищевого красителя нанесите с помощью пипетки на поверхность льда.

4) Опишите свои наблюдения в лабораторном журнале. Сфотографируйте результат опыта, фото внесите в графу таблицы.

Соберите дополнительную информацию и сделайте выводы из наблюдений вашего эксперимента.

Опыт 3. Чем можно растопить лед?

1) Возьмите несколько одинаковых формочек для льда, наполните их водой и оставьте на сутки в морозильной камере холодильника. Для данного эксперимента важно, чтобы все кубики льда имели одинаковый размер. Почему? На этот вопрос вы ответите после выполнения эксперимента.

2) Заранее приготовьте смесь соли и речного песка: 1 столовая ложка соли + 1 столовая ложка речного песка.

3) Выложите получившиеся кусочки льда.

4) Посыпьте все кубики льда кроме одного (последнего)  различными «реагентами»: № 1 – солью; № 2 – речным песком;  № 3 – смесью речного песка и соли; № 4 – пищевой содой; № 5 если есть, то лимонной кислотой. Число веществ может быть изменено  по вашему усмотрению.

5) Заметьте время, в течение которого будут плавиться кубики льда под действием различных реагентов. Сравните со временем таяния «последнего» кубика льда, который не был посыпан.

Полученные результаты (время плавления или таяния льда) занесите в таблицу, в графу «Что наблюдали?».

6) Соберите дополнительную информацию и внесите ее в таблицу (примеры из литературы).

7) Сформулируйте рекомендации на основе проведенного эксперимента и данных литературы: какие реагенты лучше использовать для борьбы с гололёдом, каковы их преимущества и недостатки.

Существует ли совершенный, лишенный недостатков антигололёдный реагент? Как вы думаете, почему?

Опыт 4. Соленый лед холоднее обычного?

Из опыта повседневной жизни мы знаем, что лед плавится и превращается в воду при нагревании. Но, в опыте, когда лед плавился в присутствии поваренной соли, его не нагревали. Откуда же взялась теплота, необходимая, чтобы растопить лёд?

Смесь оставшегося льда и соли будет иметь другую температуру, чем лёд и соль, взятые по отдельности.

Проверьте это предположение с помощью экспериментов. Укажите, в какую сторону (увеличения или понижения) изменилась температура.

А) Проделайте следующий эксперимент: положите на кусочек льда толстую нить и посыпьте сверху солью, а через несколько секунд потяните  за концы нити. Что произошло с ниткой? Запишите наблюдения в лабораторный журнал, сделайте фотографии.

Б) Соскоблите со стенок морозильной камеры снег (иней), поместите в большой стакан (поместите в снег термометр).  Далее поместите 2 столовые ложки кристаллической поваренной соли и наблюдайте за спиртовым столбиком на термометре (аккуратно термометром перемешивайте снег с солью). Свои наблюдения зафиксируйте в таблице. Сделайте выводы.

Таблица исследования

Что следует записать?

  • НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
  • ЦЕЛЬ РАБОТЫ (самостоятельно)
  • ХОД РАБОТЫ (используйте приведенную таблицу)
Название опыта Что делали? Что наблюдали (фото)? Выводы

Опыт 1

Замерзание воды в пластиковом пакете

                                                                                                                                                                    

Опыт 2

Соль «разъедает» лед…

     

Опыт 3

Чем можно растопить лед?

     

Опыт 4

Соленый лед холоднее обычного?

А)

     

Опыт 4

Соленый лед холоднее обычного?

Б)