Экспериментальное задание 5-6 классы
Дорогие ребята!
Ознакомьтесь и выполните опыты своей возрастной категории. Заполните таблицу для исследования.
Подготовьте презентацию-отчёт о проделанной работе. Сопроводите презентацию фотографиями опытов. Число фотографий по каждому опыту должно соответствовать тому, что вы хотите отразить в наблюдениях, позволяющих сделать тот или иной вывод. Не забудьте включить в отчёт таблицу исследования.
ВНИМАНИЕ: не забывайте правила безопасной работы! Выполняйте эксперименты только с наставником и под его наблюдением!
Команда готовит следующие отчетные материалы:
· Презентация
Презентация (Microsoft PowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress). Файл загружается в Виртуальном кабинете (по ссылке «Презентация»). Объем файла – не более 10000 Кб.
· Таблица наблюдений
Наблюдения необходимо оформить в виде таблицы, в предложенной форме. Подготовленную таблицу необходимо сфотографировать и добавить фото в презентацию.
Образование льда в разных условиях
Материалы и оборудование:
- формочки для приготовления кубиков льда (произвольно);
- поднос;
- поваренная соль;
- пищевая сода;
- возможно использование пищевой лимонной кислоты;
- чистый речной песок;
- краски или пищевые красители;
- часы;
- толстая нить из любого материала;
- термометр (спиртовой);
- дощечка (примерно - 10 х 10 или 15 х 15);
- тетрадь для записей.
Опыт 1. Замерзание воды в пластиковом пакете
Возьмите небольшой пластиковый пакет (например, аптечная упаковка медицинских бахил), заполните водой и плотно закройте (чтобы не было пустого пространства). Аккуратно поставьте в морозильную камеру холодильника на несколько часов. Что произошло? Используйте таблицу для записи наблюдений, вставьте свое фото.
Соберите дополнительную информацию и дайте объяснение наблюдаемому явлению. Какие последствия для состояния асфальта и других дорожных покрытий имеет это явление?
Опыт 2. Соль «разъедает» лед…
1) Возьмите самую большую формочку со льдом, и выложите извлеченный кубик льда на лоток. Как вы вынимали лед?
2) На поверхность ледяного кубика нанесите при помощи ложечки немного поваренной соли.
3) Раствор краски или пищевого красителя нанесите с помощью пипетки на поверхность льда.
4) Опишите свои наблюдения в лабораторном журнале. Сфотографируйте результат опыта, фото внесите в графу таблицы.
Соберите дополнительную информацию и сделайте выводы из наблюдений вашего эксперимента.
Опыт 3. Чем можно растопить лед?
1) Возьмите несколько одинаковых формочек для льда, наполните их водой и оставьте на сутки в морозильной камере холодильника. Для данного эксперимента важно, чтобы все кубики льда имели одинаковый размер. Почему? На этот вопрос вы ответите после выполнения эксперимента.
2) Заранее приготовьте смесь соли и речного песка: 1 столовая ложка соли + 1 столовая ложка речного песка.
3) Выложите получившиеся кусочки льда.
4) Посыпьте все кубики льда кроме одного (последнего) различными «реагентами»: № 1 – солью; № 2 – речным песком; № 3 – смесью речного песка и соли; № 4 – пищевой содой; № 5 если есть, то лимонной кислотой. Число веществ может быть изменено по вашему усмотрению.
5) Заметьте время, в течение которого будут плавиться кубики льда под действием различных реагентов. Сравните со временем таяния «последнего» кубика льда, который не был посыпан.
Полученные результаты (время плавления или таяния льда) занесите в таблицу, в графу «Что наблюдали?».
6) Соберите дополнительную информацию и внесите ее в таблицу (примеры из литературы).
7) Сформулируйте рекомендации на основе проведенного эксперимента и данных литературы: какие реагенты лучше использовать для борьбы с гололёдом, каковы их преимущества и недостатки.
Существует ли совершенный, лишенный недостатков антигололёдный реагент? Как вы думаете, почему?
Опыт 4. Соленый лед холоднее обычного?
Из опыта повседневной жизни мы знаем, что лед плавится и превращается в воду при нагревании. Но, в опыте, когда лед плавился в присутствии поваренной соли, его не нагревали. Откуда же взялась теплота, необходимая, чтобы растопить лёд?
Смесь оставшегося льда и соли будет иметь другую температуру, чем лёд и соль, взятые по отдельности.
Проверьте это предположение с помощью экспериментов. Укажите, в какую сторону (увеличения или понижения) изменилась температура.
А) Проделайте следующий эксперимент: положите на кусочек льда толстую нить и посыпьте сверху солью, а через несколько секунд потяните за концы нити. Что произошло с ниткой? Запишите наблюдения в лабораторный журнал, сделайте фотографии.
Б) Соскоблите со стенок морозильной камеры снег (иней), поместите в большой стакан (поместите в снег термометр). Далее поместите 2 столовые ложки кристаллической поваренной соли и наблюдайте за спиртовым столбиком на термометре (аккуратно термометром перемешивайте снег с солью). Свои наблюдения зафиксируйте в таблице. Сделайте выводы.
Таблица исследования
Что следует записать?
- НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
- ЦЕЛЬ РАБОТЫ (самостоятельно)
- ХОД РАБОТЫ (используйте приведенную таблицу)
Название опыта | Что делали? | Что наблюдали (фото)? | Выводы |
Опыт 1 Замерзание воды в пластиковом пакете |
|||
Опыт 2 Соль «разъедает» лед… |
|||
Опыт 3 Чем можно растопить лед? |
|||
Опыт 4 Соленый лед холоднее обычного? А) |
|||
Опыт 4 Соленый лед холоднее обычного? Б) |