Задания
ВНИМАНИЕ! Сроки подачи ответов на различные типы заданий 1 тура отличаются!
- С 11-00 (мск) 17 октября до 17-00 (мск) 21 октября – прием ответов на вопросы онлайн-викторины через систему онлайн-тестирования и решений расчетных задач в Виртуальном кабинете.
- С 11-00 (мск) 22 октября до 17-00 (мск) 30 октября – прием творческих работ через Виртуальный кабинет.
ВАЖНО! Творческие задания для всех возрастных категорий опубликованы 22 октября 2013 г. в 11-00 (мск). При необходимости обновите данную страницу кнопкой F5 или Shift+F5
Задания 1 тура проекта для возрастных номинаций:
- 7-8 класс – онлайн-викторина, расчетная задача, творческое задание;
- 9 класс – онлайн-викторина, расчетная задача, творческое задание;
- 10 класс – онлайн-викторина, расчетная задача, творческое задание;
- 11 класс – онлайн-викторина, расчетная задача, творческое задание.
-
Онлайн-викторина
Ответы на вопросы викторины участники подают с помощью онлайн-тестирования через Виртуальный кабинет. Для доступа к форме приема ответов используйте логин (игровой номер) и пароль, полученные при регистрации.
Заходить в тестирование Вы можете столько раз, сколько понадобится для подачи ответов на все вопросы. Вопросы в онлайн-тестировании появляются по одному. Вы можете пропустить вопрос (ссылка «Вернуться к вопросу позже»), пропущенные вопросы будут представляться Вам, пока Вы не дадите на них ответ. Для подачи ответа на вопрос укажите/выберите/напечатайте Ваши ответы (ответ) на вопрос и нажмите кнопку «Ответить». После нажатия кнопки «Ответить» исправить Ваши ответы на данный вопрос Вы не сможете.
-
Расчетная задача
Результаты выполнения задания команды оформляют в одном файле (документ Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc). Файл загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Расчетная задача»).
При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
-
Творческое задание
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файлов:
- Презентация (MicrosoftPowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress) – загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – «Загрузить работу»).
- Видео-файл – загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – «Видеосюжет»).
Все загружаемые файлы должны соответствовать техническим требованиям.
Творческое задание
Номинация 7-8 классы, 9 классы
ВАЖНО:
- Выполнять опыты только в присутствии учителя.
- Соблюдайте правила техники безопасности при выполнении опытов.
- Обращайте внимание на указанные концентрации применяемых растворов. При необходимости проводите разбавление.
Тема творческого задания – Изучение условий протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Цель работы: закрепить знания об условиях, при которых химические реакции между растворами электролитов идут до конца; продолжить формирование умений работать с растворами веществ.
Оборудование и реактивы: пробирки; растворы сульфата меди (II) (2 %), хлорида калия (2 %), сульфата алюминия (2 %), гидроксида натрия (10%), фосфата натрия (2 %), хлорида бария (2 %), сульфита натрия (2 %), азотной кислоты (1:3), серной кислоты (1:5), фенолфталеина.
-
Опыт №1. Изучение взаимодействия сульфата меди с гидроксидом натрия; хлорида калия с фосфатом натрия, и сульфата алюминия (2 %) с хлоридом бария. Составьте таблицу:
Взаимодействующие вещества
Наблюдения
Выводы
1. сульфат меди (II)
гидроксид натрия
2. хлорид калия
фосфат натрия
3. сульфат алюминия
хлорид бария
Привести молекулярные и ионные уравнения реакций. (Только для возрастной категории 9 класс!)
-
Опыт №2.
Взаимодействующие вещества
Наблюдения
Выводы
1. сульфит натрия
Азотная кислота
2. карбонат натрия
Азотная кислота
Привести молекулярные и ионные уравнения реакций. (Только для возрастной категории 9 класс!)
-
Опыт №3.
Взаимодействующие вещества
Наблюдения
Добавление серной кислоты
1. гидроксид натрия
фенолфталеин
до обесцвечивания
2. сульфат меди (II)
гидроксид натрия
До растворения осадка
Вопросы к опыту №3:
- Объяснить наблюдаемые процессы в обеих пробирках.
- Каким общим свойством обладают растворимые и нерастворимые основания?
Оформление отчета – презентации
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому опыту:
- Таблица с заполненными столбцами (ячейками).
- Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
- Привести на слайдах молекулярные и ионные уравнения проведенных реакций для опытов №1 и №2. (Только для возрастной категории 9 класс!)
- Привести на слайдах краткие ответы на вопросы к опыту №3, а также уравнения реакций.
Критерии оценивания творческих работ:
- Химия (наблюдения, ответы, выводы, уравнения реакций) – 7 баллов.
- Оформление отчета – 3 балла.
Номинация 10 класс, 11 класс
ВАЖНО:
- Выполнять опыты только в присутствии учителя.
- Соблюдайте правила техники безопасности при выполнении опытов.
- Обращайте внимание на указанные концентрации применяемых растворов. При необходимости проводите разбавление.
Тема творческого задания – Углеводы в нашей жизни.
Цель работы: Качественное обнаружение различных углеводов (поли-, олиго, моносахаридов) в продуктах питания.
Реактивы и оборудование: пробирки, спиртовка; продукты питания, лекарственные препараты, имеющиеся реактивы.
Используйте методические рекомендации по проведению опытов, имеющиеся в ваших учебниках, или приведите источник используемых рекомендаций по проведению опытов (последний слайд презентации).
Оформление отчета
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает:
-
Классификацию углеводов, находящихся в изученных объектах. Заполните таблицу:
Изучаемые объекты
(продукты и лекарственные препараты)Роль углеводов
(связь с биологией)Тип углевода
(поли-, олиго-, моносахаридов) - Слайды по проведенным опытам (с фотографиями).
- Уравнения протекающих реакций (11 класс).
- Ваши наблюдения и выводы.
По желанию команда может представить видео-файл с показом обнаружения углеводов в изучаемых объектах.
Критерии оценивания творческих работ:
- Химия (наблюдения, ответы, выводы, уравнения реакций) – 7 баллов.
- Оформление отчета – 3 балла.
Вопросы онлайн-викторины
Номинация 7-8 класс
-
Задание 1
Сколько изотопов у водорода?
- 1;
- 2;
- 3;
- 4.
-
Задание 2
С помощью стеклянной трубки выдыхают углекислый газ в растворы. В каком из них будут наблюдаться изменения?
- р-р гидроксида калия;
- р-р гидроксида натрия;
- р-р хлороводорода;
- р-р гидроксида кальция.
-
Задание 3
Какой газ массой 10-3 кг занимает объем 5,1 · 10-4 м3 (при н.у.)
- оксид азота (IV);
- оксид углерода (IV);
- хлороводород;
- кислород.
-
Задание 4
В атоме ксенона число полностью заполненных энергетических уровней равно:
- одному;
- двум;
- трем;
- четырем;
- пяти.
-
Задание 5
В главную подгруппу объединены элементы, в атомах которых:
- одинаковое число электронов на внешнем уровне;
- одинаковое число орбиталей внешнего уровня;
- одинаковое число энергетических уровней;
- одинаковый набор устойчивых степеней окисления.
-
Задание 6
Степень окисления азота увеличивается в ряду:
- NH3, NO, HNO3;
- NO, NO2, NH3;
- NH3, HNO3, NO2;
- KNO3, KNO2, NO2.
-
Задание 7
Смешали два раствора: азотной кислоты и гидроксида натрия. Первый раствор содержит 6,3 г нитрата водорода, второй – 8,0 г гидроксида натрия. Масса образовавшейся соли равна:
- 17 г;
- 8,5 г;
- 25,5 г;
- 0,255 г.
-
Задание 8
Рассчитайте массу сгоревшего угля, если в результате реакции выделилось 40000 кДж теплоты. Термохимическое уравнение реакции: С + О2 = СО2 + 402,24 кДж.
- 12 г;
- 0,6 кг;
- 2,4 кг;
- 1,2 кг.
-
Задание 9
Формула селената натрия – это:
- Na2SeO4;
- Na2SeO3;
- NaНSeO4;
- Na2Se.
-
Задание 10
При поглощении углекислого газа раствором гидрксида кальция, в результате чего выпадает осадок массой 37 г расход газа (в литрах, н. у.) составляет:
- 33,2;
- 16,6;
- 12,5;
- 8,3.
Номинация 9 класс
-
Задание 1
Энергия АО внешнего уровня возрастает:
- с увеличением заряда ядра атома;
- с увеличением главного квантового числа;
- с уменьшением атомного радиуса;
- с увеличением электроотрицательности атома.
-
Задание 2
Выберите ряд веществ, в котором энергия химической связи уменьшается, а длина связи возрастает:
- СН4, SiH4, GeH4;
- H2S, H2O, H2Se;
- HBr, HJ, HCl;
- AsH3, NH3, PH3.
-
Задание 3
Вещество в твердом агрегатном состоянии характеризуется низкой температурой плавления и кипения, высокой летучестью. Следовательно, кристаллическая решетка вещества:
- атомная;
- ионная;
- металлическая;
- молекулярная.
-
Задание 4
В ряду веществ: НF; HCl; HBr; HI энергия межмолекулярных водородных связей:
- увеличивается;
- уменьшается;
- не изменяется;
- увеличивается, а затем уменьшается.
-
Задание 5
При повышении внешнего давления в 4 раза скорость прямой реакции CO(Г) + Cl2(Г) = CCl2O(Г):
- увеличивается в 16 раз;
- увеличивается в 8 раз;
- увеличивается в 4 раза;
- уменьшается в 4 раза.
-
Задание 6
В результате реакции, термохимическое уравнение которой SO2 + 1/2O2 = SO3 + 99 кДж
выделилось 297 кДж теплоты. Найти объем (л) сгоревшего оксида серы (IV) (ответом служит целое число). -
Задание 7
После сжигания серы в избытке О2, пропускания газовой смеси над катализатором, а затем – через раствор гидроксида бария образуется:
- BaS;
- Ba(HS)2;
- BaSO3;
- BaSO4.
-
Задание 8
Для молекулярного уравнения, представленного схемой: ZnS + HNO3 → ZnSO4 + H2O + NO2↑
сумма коэффициентов равна:- 18;
- 20;
- 22;
- 24.
-
Задание 9
Гидроксид магния получают из морской воды путем осаждения ионов магния известковым молоком. Сколько кубометров воды нужно переработать, чтобы получить 1 тонну гидроксида магния, если общая минерализация морской воды составляет 35 г/л, причем содержание магния в виде хлорида составляет 9,44% от общей минерализации? (Ответом служит число, округленное до сотен)
-
Задание 10
Теплоэлектростанция работает на каменном угле, содержащем 0,5 % серы и 6,5 % несгораемых примесей (по массе). Экологи определили, что над станцией среднесуточный объем облачности составляет 20 куб. км, а содержание сернистой кислоты в облаках составляет 0,256 мг/м3. Считая станцию единственным загрязнителей атмосферы, определить, сколько тонн шлаков вывозится с нее на свалку ежедневно (Ответом служит число, округленное до единиц).
Номинация 10 класс
-
Задание 1
Найдите соответствие между учеными и их вкладом в теорию атома:
Ученые
- Паули;
- де Бройль;
- Бор;
- Резерфорд.
Вклад в теорию атома
- обоснование дуалистической точки зрения на природу электрона;
- принцип «запрета»;
- представление об атоме, имеющем плотное положительное ядро, окруженное электронами;
- создание модели атома, в которой электрон движется по круговым орбитам вокруг ядра.
-
Задание 2
Какой из приведенных углеродных скелетов соответствует соединению, название которого по тривиальной номенклатуре начинается с префикса изо?
-
Рис. 1
-
Рис. 2
-
Рис. 3
-
Рис. 4
-
Рис. 1
-
Задание 3
Каково название по номенклатуре ИЮПАК соединения:
- Этенилбутан;
- 2-этенилбутан;
- 3-метилпентен-1.
-
Задание 4
У какого из следующих соединений возможна цис-, транс-изомерия?
- изобутен;
- 1,1-дихлорэтен;
- пентен-2;
- 2,3-диметилбутен-2.
-
Задание 5
В сосуде находится газ состава С4Н8. С каким из приведенных реактивов можно определить характер углеводорода, который может быть циклобутаном или бутеном?
- Н2О;
- Н2 (катализатор);
- Бромная вода.
-
Задание 6
Образец индивидуального вещества может быть пропаном, пропеном или пропином-1. Для установления природы этого вещества последовательно использованы тесты на отношение к: 1) бромной воде, 2) раствору перманганата калия; 3) аммиачному раствору оксида серебра.
а) Какое из трех веществ дает положительные пробы со всеми реагентами?
б) А какое из них не дает признаков реакций ни с одним из реагентов? -
Задание 7
При хлорировании 96 г предельного углеводорода образовалась смесь моно, ди- и трихлорзамещенных углеводородов. Объемные соотношения (н.у.) продуктов реакции в газовой фазе 1: 2: 3, а плотность паров по водороду для дихлорзамещенного соединения 42,5.
а) Какой предельный углеводород подвергся хлорированию (дать тривиальное название)?
б) Какова масса в граммах выделенного монохлорпроизводного (разделителем между целой и дробной частью числа служит запятая)? -
Задание 8
Считая для простоты, что бензин состоит из смеси изомерных гексанов, рассчитать:
а) в каком объемном соотношении должны быть смешаны его пары с воздухом для полного сгорания в двигателе внутреннего сгорания; бензин : воздух = ? : ?
б) сколько литров воздуха потребуется для полного сгорания 1 г бензина? Считать, что в воздухе содержится 20 % кислорода (разделителем между целой и дробной частью числа служит запятая). -
Задание 9
Назовите по номенклатуре ИЮПАК соединение, преимущественно образующееся при взаимодействии 1,3-дихлорпропена-1 с хлороводородом?
-
Задание 10
В каком объемном отношении (н.у.) следует взять углеводороды этан и этилен, чтобы газ, выделившийся при термическом разложении первого на элементы, полностью поглотился при определенных условиях вторым?
этан : этилен = ? : ?
Номинация 11 класс
-
Задание 1
Найдите соответствие между учеными и их вкладом в теорию атома:
Ученые
- Гунд;
- Зееман;
- Шрёдингер;
- Полинг.
Вклад в теорию атома
- описание энергетических состояний электрона должно включать число m;
- математическое описание волнового движения электронов;
- правило заполнения орбиталей;
- теория гибридизации.
-
Задание 2
Самая высокая электроотрицательность по шкале Полинга из приведенных элементов у:
- С;
- О;
- F;
- Cl.
-
Задание 3
Укажите кислоту Льюиса среди исходных продуктов каждой реакции:
Ответом служит трехзначное число, состоящее из номеров исходных продуктов (выделены красным), приведенных без пробелов в порядке увеличения номера, например 123.
-
Задание 4
При нитровании фенола преимущественно образуются два изомера: 2- и 4-нитрофенолы. Один из них выделяется из реакционной смеси перегонкой с водяным паром. Один из них образует внутримолекулярную, а другой межмолекулярную водородную связь. Какое утверждение верно:
- 4-нитрофенол образует межмолекулярные водородные связи с водой, поэтому выделяется при перегонке с водяным паром;
- 4-нитрофенол образует внутримолекулярную водородную связь, поэтому выделяется при перегонке с водяным паром;
- 2-нитрофенол образует межмолекулярные водородные связи с водой, поэтому выделяется при перегонке с водяным паром;
- 2-нитрофенол образует внутримолекулярную водородную связь, поэтому выделяется при перегонке с водяным паром.
-
Задание 5
Какую структурную формулу имеет 1-метил-4-этил бензол?
-
Рис. 1
-
Рис. 2
-
Рис. 3
-
Рис. 1
-
Задание 6
Тривиальные названия ряда кислот связаны с их греческими или латинскими аналогами. Название одной из кислот (в переводе с латинского) – масло. Какая это кислота? Дайте название по номенклатуре ИЮПАК.
-
Задание 7
К 42 г одноосновной органической кислоты прибавили 36,3 мл 20 % раствора гидроксида натрия (ρ = 1,1), а затем избыток концентрированного раствора гидрокарбоната натрия, при этом выделилось 11,2 л газа (н.у.). Назовите исходную органическую кислоту (тривиальное название).
-
Задание 8
При нагревании 60 г одноатомного спирта неизвестного состава с конц. H2SO4 образовалось 17,92 л (н.у.) алкена; реакция протекала с выходом 80 %. Определите строение этого спирта, если известно, что при его окислении оксидом меди (II) образуется соединение, которое дает реакцию серебряного зеркала. Ответом служит название спирта по номенклатуре ИЮПАК.
-
Задание 9
Сколько граммов глюкозы было подвергнуто спиртовому брожению, если при этом выделилось столько же газа, сколько его образуется при полном сгорании 16 г метилового спирта?
-
Задание 10
Имеется твердое вещество белого цвета А, которое жадно поглощает воду, поэтому его используют для осушения газов. При растворении его в воде на холоде образуется кислота В, которая очень ядовита. В дальнейшем кислота В превращается в кислоту С, не ядовитую. При обезвоживании кислота С превращается в кислоту В. Исходное вещество А растворяется в гидроксиде натрия с образованием трех типов солей. Качественной реакцией на анионы кислот В, С может служить реакция с нитратом серебра. Определить, что из себя представляет вещество А. Ответом служит молекулярная формула вещества А.
Расчетная задача
Номинация 7-8 класс
Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).
При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
Примечание. Перед оформлением решений, посмотрите пример 1, пример 2, пример 3, пример 4 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.
Задача. Представьте расчеты задания № 3 онлайн-викторины (для возрастной категории 7-8 класс) в электронных таблицах Excel. Введите необходимые формулы для расчета и выполните соответствующие вычисления. При необходимости используйте абсолютную адресацию ячеек и представление данных в экспоненциальном формате. Представьте графическую зависимость объема газа от молярной массы газа.
Номинация 9 класс
Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).
При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
Примечание. Перед оформлением решений, посмотрите пример 1, пример 2, пример 3, пример 4 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.
Задача. Вычислите массу осадка m при охлаждении насыщенного при 80 оС раствора нитрата натрия, содержащего 40 г соли до t оC (t = 60, 50, 40, 30, 20, 10, 0). Постройте график зависимости m = f(t). Из графика определите: а) какова температура раствора, если в осадке содержится 5 г соли; б) массу осадка при 25 оС. Данные по растворимости приведены ниже:
Температура, градусы Цельсия |
Растворимость, г/100 г воды |
0 |
72,7 |
10 |
79,9 |
20 |
87,6 |
30 |
96,1 |
40 |
104,9 |
50 |
114,1 |
60 |
124,7 |
80 |
149 |
Номинация 10 класс
Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).
При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
Примечание. Перед оформлением решений, посмотрите пример 1, пример 2, пример 3, пример 4 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.
Задача. Выведите формулу для расчета объема (V, л) кислорода, необходимого для полного сгорания 1 г углеводорода состава СхНу при нормальных условиях. Рассчитайте объем кислорода, необходимого для полного сгорания первых восьми членов гомологического ряда предельных углеводородов и первых восьми членов гомологического ряда алкенов. Постройте графики V = f(x), где х – число атомов углерода и проанализируйте ход полученных графиков.
Номинация 11 класс
Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).
При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
Примечание. Перед оформлением решений, посмотрите пример 1, пример 2, пример 3, пример 4 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.
Задача. Степень диссоциации α растворов некоторых кислот может быть вычислена на основании экспериментальных данных о молярной электропроводности растворов при различном разведении. Расчет выполняют по формуле:
-
α = λ λ∞ - λ∞ – электропроводность при бесконечном разбавлении
(Молярная электропроводность – это электропроводность такого объема раствора, в котором содержится 1 моль растворенного вещества при условии, что электроды находятся на расстоянии 1 м друг от друга; разбавление (разведение) – это величина, обратная концентрации, л/моль)
На основании имеющихся данных вычислите степень диссоциации α указанных кислот (муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная, хлоруксусная) при различном разведении. Отобразите полученные зависимости α от разведения на графике (для всех кислот на одном!) и ответьте на следующие вопросы:
- почему α зависит от разведения при данной температуре?
- почему кривые для некоторых кислот (для каких?) расположены близко и имеют одинаковую форму?
- как можно объяснить, что кривые муравьиной и хлоруксусной кислот расположены выше кривых уксусной, пропионовой и масляной кислот, а положения трех последних почти не отличается?
Возникли вопросы?
- Электронная почта (e-mail): chemproject@edu.yar.ru
- Телефон: +7 (4852) 32-88-91, 30-29-62
- Конференц-связь MS Lync: aliya@unicom.edu.yar.ru (для участников из Ярославской области)