Задания


ВНИМАНИЕ! Сроки подачи ответов на различные типы заданий 1 тура отличаются!

  1. С 11-00 (мск) 17 октября до 17-00 (мск) 21 октября – прием ответов на вопросы онлайн-викторины через систему онлайн-тестирования и решений расчетных задач в Виртуальном кабинете.
  2. С 11-00 (мск) 22 октября до 17-00 (мск) 30 октября – прием творческих работ через Виртуальный кабинет.

ВАЖНО! Творческие задания для всех возрастных категорий опубликованы 22 октября 2013 г. в 11-00 (мск). При необходимости обновите данную страницу кнопкой F5 или Shift+F5

Задания 1 тура проекта для возрастных номинаций:

  1. Онлайн-викторина

    Ответы на вопросы викторины участники подают с помощью онлайн-тестирования через Виртуальный кабинет. Для доступа к форме приема ответов используйте логин (игровой номер) и пароль, полученные при регистрации.

    Заходить в тестирование Вы можете столько раз, сколько понадобится для подачи ответов на все вопросы. Вопросы в онлайн-тестировании появляются по одному. Вы можете пропустить вопрос (ссылка «Вернуться к вопросу позже»), пропущенные вопросы будут представляться Вам, пока Вы не дадите на них ответ. Для подачи ответа на вопрос укажите/выберите/напечатайте Ваши ответы (ответ) на вопрос и нажмите кнопку «Ответить». После нажатия кнопки «Ответить» исправить Ваши ответы на данный вопрос Вы не сможете.

  2. Расчетная задача

    Результаты выполнения задания команды оформляют в одном файле (документ Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc). Файл загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Расчетная задача»).

    При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.

  3. Творческое задание

    Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файлов:

    • Презентация (MicrosoftPowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress) – загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – «Загрузить работу»).
    • Видео-файл – загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – «Видеосюжет»).

Все загружаемые файлы должны соответствовать техническим требованиям.

Творческое задание

Номинация 7-8 классы, 9 классы

ВАЖНО:

  1. Выполнять опыты только в присутствии учителя.
  2. Соблюдайте правила техники безопасности при выполнении опытов.
  3. Обращайте внимание на указанные концентрации применяемых растворов. При необходимости проводите разбавление.

Тема творческого задания – Изучение условий протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Цель работы: закрепить знания об условиях, при которых химические реакции между растворами электролитов идут до конца; продолжить формирование умений работать с растворами веществ.

Оборудование и реактивы: пробирки; растворы сульфата меди (II) (2 %), хлорида калия (2 %), сульфата алюминия (2 %), гидроксида натрия (10%), фосфата натрия (2 %), хлорида бария (2 %), сульфита натрия (2 %), азотной кислоты (1:3), серной кислоты (1:5), фенолфталеина.

  • Опыт №1. Изучение взаимодействия сульфата меди с гидроксидом натрия; хлорида калия с фосфатом натрия, и сульфата алюминия (2 %) с хлоридом бария. Составьте таблицу:

    Взаимодействующие вещества

    Наблюдения

    Выводы

    1. сульфат меди (II)

    гидроксид натрия

     

     

    2. хлорид калия

    фосфат натрия

     

     

    3. сульфат алюминия

    хлорид бария

     

     

    Привести молекулярные и ионные уравнения реакций. (Только для возрастной категории 9 класс!)

  • Опыт №2.

    Взаимодействующие вещества

    Наблюдения

    Выводы

    1. сульфит натрия

    Азотная кислота

     

     

    2. карбонат натрия

    Азотная кислота

     

     

    Привести молекулярные и ионные уравнения реакций. (Только для возрастной категории 9 класс!)

  • Опыт №3.

    Взаимодействующие вещества

    Наблюдения

    Добавление серной кислоты

    1. гидроксид натрия

    фенолфталеин

     

    до обесцвечивания

    2. сульфат меди (II)

    гидроксид натрия

     

    До растворения осадка

    Вопросы к опыту №3:

    1. Объяснить наблюдаемые процессы в обеих пробирках.
    2. Каким общим свойством обладают растворимые и нерастворимые основания?

Оформление отчета – презентации

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому опыту:

  1. Таблица с заполненными столбцами (ячейками).
  2. Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
  3. Привести на слайдах молекулярные и ионные уравнения проведенных реакций для опытов №1 и №2. (Только для возрастной категории 9 класс!)
  4. Привести на слайдах краткие ответы на вопросы к опыту №3, а также уравнения реакций.

Критерии оценивания творческих работ:

  1. Химия (наблюдения, ответы, выводы, уравнения реакций) – 7 баллов.
  2. Оформление отчета – 3 балла.

Номинация 10 класс, 11 класс

ВАЖНО:

  1. Выполнять опыты только в присутствии учителя.
  2. Соблюдайте правила техники безопасности при выполнении опытов.
  3. Обращайте внимание на указанные концентрации применяемых растворов. При необходимости проводите разбавление.

Тема творческого задания – Углеводы в нашей жизни.

Цель работы: Качественное обнаружение различных углеводов (поли-, олиго, моносахаридов) в продуктах питания.

Реактивы и оборудование: пробирки, спиртовка; продукты питания, лекарственные препараты, имеющиеся реактивы.

Используйте методические рекомендации по проведению опытов, имеющиеся в ваших учебниках, или приведите источник используемых рекомендаций по проведению опытов (последний слайд презентации).

Оформление отчета

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает:

  1. Классификацию углеводов, находящихся в изученных объектах. Заполните таблицу:

    Изучаемые объекты
    (продукты и лекарственные препараты)

    Роль углеводов
    (связь с биологией)

    Тип углевода
    (поли-, олиго-, моносахаридов)

     

     

     

     

     

     

  2. Слайды по проведенным опытам (с фотографиями).
  3. Уравнения протекающих реакций (11 класс).
  4. Ваши наблюдения и выводы.

По желанию команда может представить видео-файл с показом обнаружения углеводов в изучаемых объектах.

Критерии оценивания творческих работ:

  1. Химия (наблюдения, ответы, выводы, уравнения реакций) – 7 баллов.
  2. Оформление отчета – 3 балла.

 

Вопросы онлайн-викторины

Номинация 7-8 класс

  • Задание 1

    Сколько изотопов у водорода?

    1. 1;
    2. 2;
    3. 3;
    4. 4.
  • Задание 2

    С помощью стеклянной трубки выдыхают углекислый газ в растворы. В каком из них будут наблюдаться изменения?

    1. р-р гидроксида калия;
    2. р-р гидроксида натрия;
    3. р-р хлороводорода;
    4. р-р гидроксида кальция.
  • Задание 3

    Какой газ массой 10-3 кг занимает объем 5,1 · 10-4 м3 (при н.у.)

    1. оксид азота (IV);
    2. оксид углерода (IV);
    3. хлороводород;
    4. кислород.
  • Задание 4

    В атоме ксенона число полностью заполненных энергетических уровней равно:

    1. одному;
    2. двум;
    3. трем;
    4. четырем;
    5. пяти.
  • Задание 5

    В главную подгруппу объединены элементы, в атомах которых:

    1. одинаковое число электронов на внешнем уровне;
    2. одинаковое число орбиталей внешнего уровня;
    3. одинаковое число энергетических уровней;
    4. одинаковый набор устойчивых степеней окисления.
  • Задание 6

    Степень окисления азота увеличивается в ряду:

    1. NH3, NO, HNO3;
    2. NO, NO2, NH3;
    3. NH3, HNO3, NO2;
    4. KNO3, KNO2, NO2.
  • Задание 7

    Смешали два раствора: азотной кислоты и гидроксида натрия. Первый раствор содержит 6,3 г нитрата водорода, второй – 8,0 г гидроксида натрия. Масса образовавшейся соли равна:

    1. 17 г;
    2. 8,5 г;
    3. 25,5 г;
    4. 0,255 г.
  • Задание 8

    Рассчитайте массу сгоревшего угля, если в результате реакции выделилось 40000 кДж теплоты. Термохимическое уравнение реакции: С + О2 = СО2 + 402,24 кДж.

    1. 12 г;
    2. 0,6 кг;
    3. 2,4 кг;
    4. 1,2 кг.
  • Задание 9

    Формула селената натрия – это:

    1. Na2SeO4;
    2. Na2SeO3;
    3. NaНSeO4;
    4. Na2Se.
  • Задание 10

    При поглощении углекислого газа раствором гидрксида кальция, в результате чего выпадает осадок массой 37 г расход газа (в литрах, н. у.) составляет:

    1. 33,2;
    2. 16,6;
    3. 12,5;
    4. 8,3.

Номинация 9 класс

  • Задание 1

    Энергия АО внешнего уровня возрастает:

    1. с увеличением заряда ядра атома;
    2. с увеличением главного квантового числа;
    3. с уменьшением атомного радиуса;
    4. с увеличением электроотрицательности атома.
  • Задание 2

    Выберите ряд веществ, в котором энергия химической связи уменьшается, а длина связи возрастает:

    1. СН4, SiH4, GeH4;
    2. H2S, H2O, H2Se;
    3. HBr, HJ, HCl;
    4. AsH3, NH3, PH3.
  • Задание 3

    Вещество в твердом агрегатном состоянии характеризуется низкой температурой плавления и кипения, высокой летучестью. Следовательно, кристаллическая решетка вещества:

    1. атомная;
    2. ионная;
    3. металлическая;
    4. молекулярная.
  • Задание 4

    В ряду веществ: НF; HCl; HBr; HI энергия межмолекулярных водородных связей:

    1. увеличивается;
    2. уменьшается;
    3. не изменяется;
    4. увеличивается, а затем уменьшается.
  • Задание 5

    При повышении внешнего давления в 4 раза скорость прямой реакции CO(Г) + Cl2(Г) = CCl2O(Г):

    1. увеличивается в 16 раз;
    2. увеличивается в 8 раз;
    3. увеличивается в 4 раза;
    4. уменьшается в 4 раза.
  • Задание 6

    В результате реакции, термохимическое уравнение которой SO2 + 1/2O2 = SO3 + 99 кДж
    выделилось 297 кДж теплоты. Найти объем (л) сгоревшего оксида серы (IV) (ответом служит целое число).

  • Задание 7

    После сжигания серы в избытке О2, пропускания газовой смеси над катализатором, а затем – через раствор гидроксида бария образуется:

    1. BaS;
    2. Ba(HS)2;
    3. BaSO3;
    4. BaSO4.
  • Задание 8

    Для молекулярного уравнения, представленного схемой: ZnS + HNO3 → ZnSO4 + H2O + NO2
    сумма коэффициентов равна:

    1. 18;
    2. 20;
    3. 22;
    4. 24.
  • Задание 9

    Гидроксид магния получают из морской воды путем осаждения ионов магния известковым молоком. Сколько кубометров воды нужно переработать, чтобы получить 1 тонну гидроксида магния, если общая минерализация морской воды составляет 35 г/л, причем содержание магния в виде хлорида составляет 9,44% от общей минерализации? (Ответом служит число, округленное до сотен)

  • Задание 10

    Теплоэлектростанция работает на каменном угле, содержащем 0,5 % серы и 6,5 % несгораемых примесей (по массе). Экологи определили, что над станцией среднесуточный объем облачности составляет 20 куб. км, а содержание сернистой кислоты в облаках составляет 0,256 мг/м3. Считая станцию единственным загрязнителей атмосферы, определить, сколько тонн шлаков вывозится с нее на свалку ежедневно (Ответом служит число, округленное до единиц).

Номинация 10 класс

  • Задание 1

    Найдите соответствие между учеными и их вкладом в теорию атома:

    Ученые

    1. Паули;
    2. де Бройль;
    3. Бор;
    4. Резерфорд.

    Вклад в теорию атома

    1. обоснование дуалистической точки зрения на природу электрона;
    2. принцип «запрета»;
    3. представление об атоме, имеющем плотное положительное ядро, окруженное электронами;
    4. создание модели атома, в которой электрон движется по круговым орбитам вокруг ядра.
  • Задание 2

    Какой из приведенных углеродных скелетов соответствует соединению, название которого по тривиальной номенклатуре начинается с префикса изо?

    1. Рис. 1
    2. Рис. 2
    3. Рис. 3
    4. Рис. 4
  • Задание 3

    Каково название по номенклатуре ИЮПАК соединения:

    1. Этенилбутан;
    2. 2-этенилбутан;
    3. 3-метилпентен-1.
  • Задание 4

    У какого из следующих соединений возможна цис-, транс-изомерия?

    1. изобутен;
    2. 1,1-дихлорэтен;
    3. пентен-2;
    4. 2,3-диметилбутен-2.
  • Задание 5

    В сосуде находится газ состава С4Н8. С каким из приведенных реактивов можно определить характер углеводорода, который может быть циклобутаном или бутеном?

    1. Н2О;
    2. Н2 (катализатор);
    3. Бромная вода.
  • Задание 6

    Образец индивидуального вещества может быть пропаном, пропеном или пропином-1. Для установления природы этого вещества последовательно использованы тесты на отношение к: 1) бромной воде, 2) раствору перманганата калия; 3) аммиачному раствору оксида серебра.
    а) Какое из трех веществ дает положительные пробы со всеми реагентами?
    б) А какое из них не дает признаков реакций ни с одним из реагентов?

  • Задание 7

    При хлорировании 96 г предельного углеводорода образовалась смесь моно, ди- и трихлорзамещенных углеводородов. Объемные соотношения (н.у.) продуктов реакции в газовой фазе 1: 2: 3, а плотность паров по водороду для дихлорзамещенного соединения 42,5.
    а) Какой предельный углеводород подвергся хлорированию (дать тривиальное название)?
    б) Какова масса в граммах выделенного монохлорпроизводного (разделителем между целой и дробной частью числа служит запятая)?

  • Задание 8

    Считая для простоты, что бензин состоит из смеси изомерных гексанов, рассчитать:
    а) в каком объемном соотношении должны быть смешаны его пары с воздухом для полного сгорания в двигателе внутреннего сгорания; бензин : воздух = ? : ?
    б) сколько литров воздуха потребуется для полного сгорания 1 г бензина? Считать, что в воздухе содержится 20 % кислорода (разделителем между целой и дробной частью числа служит запятая).

  • Задание 9

    Назовите по номенклатуре ИЮПАК соединение, преимущественно образующееся при взаимодействии 1,3-дихлорпропена-1 с хлороводородом?

  • Задание 10

    В каком объемном отношении (н.у.) следует взять углеводороды этан и этилен, чтобы газ, выделившийся при термическом разложении первого на элементы, полностью поглотился при определенных условиях вторым?
    этан : этилен = ? : ?

Номинация 11 класс

  • Задание 1

    Найдите соответствие между учеными и их вкладом в теорию атома:

    Ученые

    1. Гунд;
    2. Зееман;
    3. Шрёдингер;
    4. Полинг.

    Вклад в теорию атома

    1. описание энергетических состояний электрона должно включать число m;
    2. математическое описание волнового движения электронов;
    3. правило заполнения орбиталей;
    4. теория гибридизации.
  • Задание 2

    Самая высокая электроотрицательность по шкале Полинга из приведенных элементов у:

    1. С;
    2. О;
    3. F;
    4. Cl.
  • Задание 3

    Укажите кислоту Льюиса среди исходных продуктов каждой реакции:

    Ответом служит трехзначное число, состоящее из номеров исходных продуктов (выделены красным), приведенных без пробелов в порядке увеличения номера, например 123.

  • Задание 4

    При нитровании фенола преимущественно образуются два изомера: 2- и 4-нитрофенолы. Один из них выделяется из реакционной смеси перегонкой с водяным паром. Один из них образует внутримолекулярную, а другой межмолекулярную водородную связь. Какое утверждение верно:

    1. 4-нитрофенол образует межмолекулярные водородные связи с водой, поэтому выделяется при перегонке с водяным паром;
    2. 4-нитрофенол образует внутримолекулярную водородную связь, поэтому выделяется при перегонке с водяным паром;
    3. 2-нитрофенол образует межмолекулярные водородные связи с водой, поэтому выделяется при перегонке с водяным паром;
    4. 2-нитрофенол образует внутримолекулярную водородную связь, поэтому выделяется при перегонке с водяным паром.
  • Задание 5

    Какую структурную формулу имеет 1-метил-4-этил бензол?

    1. Рис. 1
    2. Рис. 2
    3. Рис. 3
  • Задание 6

    Тривиальные названия ряда кислот связаны с их греческими или латинскими аналогами. Название одной из кислот (в переводе с латинского) – масло. Какая это кислота? Дайте название по номенклатуре ИЮПАК.

  • Задание 7

    К 42 г одноосновной органической кислоты прибавили 36,3 мл 20 % раствора гидроксида натрия (ρ = 1,1), а затем избыток концентрированного раствора гидрокарбоната натрия, при этом выделилось 11,2 л газа (н.у.). Назовите исходную органическую кислоту (тривиальное название).

  • Задание 8

    При нагревании 60 г одноатомного спирта неизвестного состава с конц. H2SO4 образовалось 17,92 л (н.у.) алкена; реакция протекала с выходом 80 %. Определите строение этого спирта, если известно, что при его окислении оксидом меди (II) образуется соединение, которое дает реакцию серебряного зеркала. Ответом служит название спирта по номенклатуре ИЮПАК.

  • Задание 9

    Сколько граммов глюкозы было подвергнуто спиртовому брожению, если при этом выделилось столько же газа, сколько его образуется при полном сгорании 16 г метилового спирта?

  • Задание 10

    Имеется твердое вещество белого цвета А, которое жадно поглощает воду, поэтому его используют для осушения газов. При растворении его в воде на холоде образуется кислота В, которая очень ядовита. В дальнейшем кислота В превращается в кислоту С, не ядовитую. При обезвоживании кислота С превращается в кислоту В. Исходное вещество А растворяется в гидроксиде натрия с образованием трех типов солей. Качественной реакцией на анионы кислот В, С может служить реакция с нитратом серебра. Определить, что из себя представляет вещество А. Ответом служит молекулярная формула вещества А.

Расчетная задача

Номинация 7-8 класс

Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).

При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.

Примечание. Перед оформлением решений, посмотрите пример 1, пример 2, пример 3, пример 4 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.


Задача. Представьте расчеты задания № 3 онлайн-викторины (для возрастной категории 7-8 класс) в электронных таблицах Excel. Введите необходимые формулы для расчета и выполните соответствующие вычисления. При необходимости используйте абсолютную адресацию ячеек и представление данных в экспоненциальном формате. Представьте графическую зависимость объема газа от молярной массы газа.


Номинация 9 класс

Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).

При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.

Примечание. Перед оформлением решений, посмотрите пример 1, пример 2, пример 3, пример 4 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.


Задача. Вычислите массу осадка m при охлаждении насыщенного при 80 оС раствора нитрата натрия, содержащего 40 г соли до t оC (t = 60, 50, 40, 30, 20, 10, 0). Постройте график зависимости m = f(t). Из графика определите: а) какова температура раствора, если в осадке содержится 5 г соли; б) массу осадка при 25 оС. Данные по растворимости приведены ниже:

Температура, градусы Цельсия

Растворимость, г/100 г воды

0

72,7

10

79,9

20

87,6

30

96,1

40

104,9

50

114,1

60

124,7

80

149


Номинация 10 класс

Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).

При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.

Примечание. Перед оформлением решений, посмотрите пример 1, пример 2, пример 3, пример 4 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.


Задача. Выведите формулу для расчета объема (V, л) кислорода, необходимого для полного сгорания 1 г углеводорода состава СхНу при нормальных условиях. Рассчитайте объем кислорода, необходимого для полного сгорания первых восьми членов гомологического ряда предельных углеводородов и первых восьми членов гомологического ряда алкенов. Постройте графики V = f(x), где х – число атомов углерода и проанализируйте ход полученных графиков.


Номинация 11 класс

Расчетная задача должна быть решена с использованием электронных таблиц Excel и ответы представлены файлами формата xls (Microsoft Excel 97–2010 или OpenOffice.org Calc).

При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.

Примечание. Перед оформлением решений, посмотрите пример 1, пример 2, пример 3, пример 4 оформления решения некоторых задач прошлых туров Интернет-проекта.

 

Задача. Степень диссоциации α растворов некоторых кислот может быть вычислена на основании экспериментальных данных о молярной электропроводности растворов при различном разведении. Расчет выполняют по формуле:

  • α = λ
    λ
    ; где λ – молярная электропроводность при данной концентрации (разведении);
  • λ – электропроводность при бесконечном разбавлении

(Молярная электропроводность – это электропроводность такого объема раствора, в котором содержится 1 моль растворенного вещества при условии, что электроды находятся на расстоянии 1 м друг от друга; разбавление (разведение) – это величина, обратная концентрации, л/моль)

На основании имеющихся данных вычислите степень диссоциации α указанных кислот (муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная, хлоруксусная) при различном разведении. Отобразите полученные зависимости α от разведения на графике (для всех кислот на одном!) и ответьте на следующие вопросы:

  1. почему α зависит от разведения при данной температуре?
  2. почему кривые для некоторых кислот (для каких?) расположены близко и имеют одинаковую форму?
  3. как можно объяснить, что кривые муравьиной и хлоруксусной кислот расположены выше кривых уксусной, пропионовой и масляной кислот, а положения трех последних почти не отличается?

Возникли вопросы?

  • Электронная почта (e-mail): chemproject@edu.yar.ru
  • Телефон: +7 (4852) 32-88-91, 30-29-62
  • Конференц-связь MS Lync: aliya@unicom.edu.yar.ru (для участников из Ярославской области)