1 тур 2015/2016 учебного года
Исследовательское задание
Работы принимаются с 24 сентября по 2 октября 2015г. Максимальная оценка – 20 баллов.
Требования к исследовательским работам
- Творческая работа представляется в виде файла в формате презентации Microsoft PowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress (файлы *.ppt, *.pps, *.pptx, *.ppsx, *.odp).
- Допустимые шрифты для оформления надписей: Times New Roman, Arial, Courier (Courier New).
- Размер файла не должен превышать 10 Мб.
- Слайды могут содержать любые объекты (фотографии, схемы, рисунки, графики, таблицы и т.д. На каждом слайде размещать не более 2 фотографий.
- Рисунки (фотографии) включаются в презентацию в виде вставки графического объекта (рисунка) через меню "Вставка" – "Рисунок из файла".
- Не допускается включение макросов в презентацию.
- Запрещается использовать анимацию на слайдах.
- Фон слайдов презентации не должен содержать ярких отвлекающих рисунков и чужих текстов, которые мешают чтению ваших слайдов.
- Ссылки в презентации не должны указывать на внешние источники (сайты, документы, прочие файлы).
- Смена слайдов презентации должна осуществляться вручную (щелчком мыши, нажатием клавиши «Пробел»). Автоматическая смена слайдов (по времени) не допускается.
- Количество слайдов – строго не более 10.
- Все слайды должны быть информативные: слайды не содержат информацию о командах (название, школа, регион); исключить слайды с благодарностями и приветствиями; информация должна располагаться в соответствии с предложенным алгоритмом выполнения творческого задания.
- Файл загружается в Виртуальном кабинете (по ссылке «Исследовательское задание»)
Номинация 7-8 классы
Прежде чем приступать к выполнению опытов, познакомьтесь с химической посудой, ее назначением, правилами безопасной работы. Изучите химические реактивы, правила их хранения, свойства растворов, безопасные правила работы с ними. Все опыты выполняются только в присутствии учителя.
Физические и химические явления
Номер опыта | Название опыта | Что делали? | Выводы | |
Что наблюдали? | Физическое явление | Химическое явление | ||
Реактивы и оборудование. Вода, лёд; пробирка, спиртовка, спички, пробиркодержатель, стеклянная пластинка, модель молекулы воды.
Теоретическая часть. Подготовьте рассказ о воде, вспомните стихи (найдите в интернете). Вода в нашей жизни, вода в различные времена года, дождь, снег, лед, туман.
Что это?
Расскажите о составе молекулы воды, рассмотрите модель молекулы воды.
Экспериментальная часть.
Поместите в пробирку несколько кусочков льда и нагрейте ее в пламени горелки до закипания воды (Осторожно! Сначала прогрейте всю поверхность пробирки, чтобы она не лопнула); поднесите к отверстию пробирки стеклянную пластинку. Обсудите происходящие явления, подумайте, изменился ли состав воды при наблюдаемых переходах льда в воду, воды в пар. Как называются эти состояния?
Опыт 2. Растворяем соль
Реактивы и оборудование. Вода, хлорид натрия; химический стакан, стеклянная палочка, фарфоровая чашка для выпаривания, спиртовка, спички.
В химический стакан налейте 50 мл воды, растворите 5 г поваренной соли – хлорида натрия.
Отмерьте 1 мл полученного раствора и вылейте его в фарфоровую чашку для выпаривания. Оставьте на воздухе до следующего дня. Что произошло? Ваши наблюдения.
Опыт 3. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой (образование газа)
Реактивы и оборудование. Мрамор (битые кусочки), соляная кислота (1:1), известковая вода; пробирка и пробка с газоотводной трубкой, лучинка, часовое стекло, спиртовка, спички, химический штатив.
Кусочек мрамора аккуратно поместите в пробирку, укрепите ее под углом в химическом штативе, добавьте предварительно 4-5 мл соляной кислоты, сразу же закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой погрузите в известковую воду. Наблюдайте за растворением кусочка мрамора и изменением известковой воды при прохождении образующегося газа.
Обсудите опыт, наблюдения, объясните происходящие изменения, найдите признаки взаимодействия. Сделайте выводы.
Опыт 4. Взаимодействие растворов
Реактивы и оборудование.Растворы гидроксида натрия (10 %), сульфата меди (II) (10 %), и серной кислоты (1:5); пробирка
В пробирку поместите раствор сульфата меди (II) и примерно столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?
К полученному осадку добавьте раствор серной кислоты. Что наблюдаете в этом случае? Какие признаки взаимодействий вы наблюдаете? Укажите эти признаки.
Номинация 9 класс
Индикаторы
В поход за индикаторами! (в лес, в оранжерею, на дачу, что стоит на подоконнике)
Теоретическая частьИндикаторы растительного происхождения. История их открытия. Работы Р. Бойля по открытию индикаторов. А. Байер – создатель индикаторов органического синтеза.
Экспериментальная частьРастения-индикаторы. Приготовление растительных индикаторов и индикаторной бумаги. Изготовление (электронной) таблицы «Индикаторы», составление коллекций: «Индикаторы химического синтеза» (Какие индикаторы используете в школьной лаборатории, опишите их) и «Индикаторы растительного происхождения» – собственного изготовления. Изучение кислотно-основных свойств с помощью индикаторов.
Занятие для одноклассниковОбсуждение темы с группой (с классом); составление контрольных заданий экспериментального характера для одноклассников (Исследуемый раствор, набор индикаторов).
Составьте список использованной литературы, в том числе и Интернет-источников.Номинация 10 класс
Окислительные свойства ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ (в разных средах)
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O (1)
KMnO4 + Na2SO3 + H2O → MnO2 + Na2SO4 + KOH (2)
KMnO4 + Na2SO3 + KOH → K2MnO4 + Na2SO4 + H2O (3)
Реактивы и оборудование. Разбавленный раствор перманганата калия (розовый раствор), концентрированный свежеприготовленный раствор сульфита натрия, серная кислота (1:5), гидроксид натрия. Стаканы (250-500 мл). Стеклянные палочки.
Часть 1. В три стакана поместить разбавленный раствор перманганата калия. В первый стакан прилить серной кислоты, второй стакан оставить без изменений, в третий – добавить концентрированный раствор щелочи. Далее в каждый стакан добавляется раствор сульфита натрия. Наблюдайте за изменением цвета раствора, описывайте в своем дневнике, чем обусловлен тот или иной цвет?
Найдите оптимальные условия наблюдения изменения окраски (объемы используемых растворов, соотношение реагентов). Расставьте коэффициенты и превратите схемы химических реакций в уравнения.
Часть 2. Как используется перманганат калия в органической химии?
Возможные исследуемые вещества: льняное масло, скипидар, спирт…
Номинация 11 класс
Окислительные свойства БИХРОМАТА КАЛИЯ
K2Cr2O7 + H2SO4 + Na2SO3 → Cr2(SO4)3 + K2SO4 + Na2SO4 + H2O
Реактивы и оборудование. Разбавленный раствор дихромата калия, концентрированный свежеприготовленный раствор сульфита натрия, серная кислота (1:5). Стакан (250-500 мл)
Налить в стакан разбавленный раствор K2Cr2O7, слегка подкислить серной кислотой и прибавить раствор сульфита натрия. Наблюдать изменение цвета раствора.
Объясните изменение окраски, раскрыв химизм реакции. Расставьте коэффициенты и превратите схему химической реакции в уравнение.
Найдите оптимальные условия наблюдения изменения окраски (объемы используемых растворов, соотношение реагентов).
Окислительные свойства ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ (в разных средах)
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O (1)
KMnO4 + Na2SO3 + H2O → MnO2 + Na2SO4 + KOH (2)
KMnO4 + Na2SO3 + KOH → K2MnO4 + Na2SO4 + H2O (3)
Реактивы и оборудование. Разбавленный раствор перманганата калия (розовый раствор), концентрированный свежеприготовленный раствор сульфита натрия, серная кислота (1:5), гидроксид натрия. Стаканы (250-500 мл). Стеклянные палочки.
Часть 1. В три стакана поместить разбавленный раствор перманганата калия. В первый стакан прилить серной кислоты, второй стакан оставить без изменений, в третий – добавить концентрированный раствор щелочи. Далее в каждый стакан добавить раствор сульфита натрия. Наблюдайте за изменением цвета раствора, описывайте в своем дневнике, чем обусловлен тот или иной цвет?
Найдите оптимальные условия наблюдения изменения окраски (объемы используемых растворов, соотношение реагентов). Расставьте коэффициенты и превратите схему химической реакции в уравнение.
Часть 2. Как используется перманганат калия в органической химии?
Возможные исследуемые вещества: олеиновая кислота, спирты и альдегиды, фенолы, щавелевая кислота, другие соединения, изучаемые в школе.