Основные даты 2 тура

12
Онлайн регистрация 2 турa
c 15 февраля 11:00 до 17 марта 17:00
Онлайн викторина
c 20 марта 11:00 до 22 марта 17:00
Экспериментальное задание 1-7 клас
c 20 марта 11:00 до 4 апреля 17:00
Исследовательское задание 8-11 класс
c 20 марта 11:00 до 4 апреля 17:00
Экспериментальное задание 8-11 класс
c 20 марта 11:00 до 10 апреля 17:00
Экспертная оценка
c 11 апреля 14:00 до 21 апреля 17:00

Новости

22 апреля 2024 Список команд, приглашенных к участию в финале

На сайте Семейного онлайн-турнира опубликован список команд, по итогам отборочных туров получающих приглашение к участию в финале. Финал состоится 26 апреля 2024 года (18:00 - 19:20 - решение заданий). В финале также участники смогут получить дополнительные баллы, принимая участие в видеоконференции и участвуя в разборах заданий. Подробные правила опубликованы на странице Финал.

22 апреля 2024 Опубликован рейтинг команд, принявших участие в туре 22 апреля

22 апреля 2024 года состоялся второй тур Семейного онлайн-турнира "Безопасный Интернет". Рейтинг участников опубликован на странице 2 тура.

Все новости

Участники

Команды школьников 1-11 классов (от 3 до 5 человек в команде)

Возрастные категории:

  • 1-4 классы
  • 5-6 классы
  • 7-8 классы
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс

Это интересно

Детский конструктор Lego сделан из пластмассы,  в составе которой присутствует сульфат бария. Эта соль абсолютно безвредна для организма и не растворяется в воде. Мало того, ее хорошо определяют рентгеновские лучи, поэтому проглоченную деталь малышом, можно будет легко найти, сделав рентгеновский снимок.

Экспериментальное задание 11 класс

I тур 2016 года

Ознакомьтесь и проделайте предлагаемое ниже исследование. Оформите работу  по указанной схеме в виде отчёта-презентации (не более 10 слайдов) и загрузите её через Виртуальный кабинет вашей команды. Не забудьте включить в презентацию одно фото вашей команды в лаборатории.

При оформлении экспериментального задания рекомендуем  использовать предлагаемую ниже схему, если не указана другая в задании, или близкую к ней (по рекомендации учителя). Каждый пункт поместите на отдельный слайд, дополняйте их фотографиями, иллюстрирующими ход всей работы.

Дата:
Опыт № N
Цель опыта:
Источник методических рекомендаций: (если такой имеется)
Уравнение реакции:
Оборудование:
Реактивы:
Ход опыта:
Наблюдения:
Выводы:

«Заглянем в кухонный шкаф»

«Как только человек начал готовить себе пищу, так он, пусть и неосознанно, стал химиком. На сковородах и в жаровнях, в бочках и глиняных сосудах шли сложнейшие химические и биохимические процессы. Между прочим, не все они получили полное объяснение и сегодня, что, впрочем, не мешает людям варить, печь, солить и мариновать. Однако многое уже хорошо изучено. И кое-что — конечно, не самое сложное — можно воспроизвести даже в домашней лаборатории.

Самая важная составная часть пищи — белок, основа всего живого, строительный материал всякого организма. Тысячи исследователей во всем мире работают с белком, изучают его свойства». 

О. Ольгин

Опыты с белком

Опыт 1 (Биуретовая реакция)

Для нее нам потребуются растворы стиральной соды (или едкого натра) и медного купороса. Приготовьте несколько растворов, которые, как можно предположить, содержат белок. Пусть это будет мясной или рыбный бульон (желательно процеженный через марлю), отвар каких-либо овощей или грибов и др.  Растворы налейте в пробирки примерно наполовину. Затем прибавьте немного раствора щелочи — едкого натра или стиральной соды (раствор соды желательно прокипятить и остудить). Наконец, добавьте голубого раствора медного купороса. Если в испытуемом отваре действительно есть белок, то окраска сразу изменится.

Проведите контрольный опыт, используя белок куриного яйца (описание выполнения опыта найдите в школьном учебнике). Обратите внимание на цвет полученного раствора. Зафиксируйте полученный результат с помощью фото.

Опыт 2 (Денатурация белка)

Каждая хозяйка знает: чтобы приготовить вкусный бульон, надо нарезанное мясо положить в холодную воду.

Налейте в пробирку холодной воды, опустите в нее немного сырого рубленого мяса и нагрейте. По мере нагревания образуются (и в большом количестве) серые хлопья.  Это свернувшийся белок, пена, которую снимают шумовкой, чтобы не портила вид и вкус бульона.

Белок денатурируется, свертывается не только при нагревании.

Опыт 3

Как можно выделить белок из молока.

Налейте в пробирку чуть-чуть свежего молока и капните одну-две капли уксуса или раствора лимонной кислоты. Молоко тут же скиснет, образуя белые хлопья. Это свертывается молочный белок.

Когда молоко оставляют в теплом месте, то его белок тоже свертывается, но уже по иной причине— это работают молочнокислые бактерии. Их известно очень много, и все они вырабатывают молочную кислоту, даже если питаются не молоком, а, скажем, соком капусты.

Опыт 4

Обнаружение кислоты в скисшем молоке.

Профильтруйте немного скисшего молока и прибавьте к сыворотке несколько капель какого-нибудь самодельного индикатора. Цвет индикатора покажет, что в растворе есть кислота. Эта кислота — молочная, ее же можно обнаружить и в капустном, и в огуречном рассоле.

Опыт 5 (Казеиновый клей)

Белковый клей — казеиновый, которым пользуются по сей  день, несмотря на обилие синтетических клеев. Казеин — это основа творога, а если так, то клей мы будем делать из молока, точнее, из его белковых веществ.

Приготовление настоящего  белкового  клея.

Отфильтруйте простоквашу от сыворотки. То, что осталось на фильтре, несколько раз промойте водой, чтобы удалить растворимые примеси, и высушите. Потом промойте полученную массу бензином и высушите вновь, это нужно для того, чтобы избавиться от молочного жира (он растворяется в бензине). Когда масса станет совсем сухой, измельчите ее в ступке — получится порошок казеина. Сделать из него клей совсем просто — смешать порошок с нашатырным спиртом и водой в отношении 1 : 1 : 3

Испытание  клея.

Попробуйте склеить им какие-нибудь деревянные или керамические предметы, потому что для этих материалов казеиновый клей особенно хорош.

Опыт 6 (Дополнительные опыты с продуктами)

Белком богаты многие продукты растительного происхождения. Выберите (по желанию и возможности) некоторые продукты из перечисленных: бобовые, орехи, некоторые семена, некоторые сухофрукты, грибы и докажите наличие в них белка. Спланируйте свой эксперимент. Подумайте, как можно «извлечь» белки из того или иного продукта (растереть в ступке, затем приготовить суспензию, добавив небольшое количество воды; при необходимости суспензию отфильтровать). Добейтесь того, чтобы ваша методика выполнения эксперимента дала хороший результат.