Календарь проекта

24 сен - 16 окт 2013
Онлайн-регистрация
17-30 окт 2013
1 тур
31 окт 2013
Публикация ответов
26 ноя 2013
Подведение итогов
До 30 ноя 2013
Сбор отзывов участников о 1 туре
После 2 дек 2013
Рассылка электронных сертификатов

Календарь проекта

3-20 фев 2014
Онлайн-регистрация
21 фев - 21 мар 2014
2 тур
14 мар 2014
Публикация ответов
4 апр 2014
Подведение итогов
До 10 апр 2014
Сбор отзывов участников о 2 туре
28 мар 2014
Рассылка электронных сертификатов

Новости

22 апреля 2024 Список команд, приглашенных к участию в финале

На сайте Семейного онлайн-турнира опубликован список команд, по итогам отборочных туров получающих приглашение к участию в финале. Финал состоится 26 апреля 2024 года (18:00 - 19:20 - решение заданий). В финале также участники смогут получить дополнительные баллы, принимая участие в видеоконференции и участвуя в разборах заданий. Подробные правила опубликованы на странице Финал.

22 апреля 2024 Опубликован рейтинг команд, принявших участие в туре 22 апреля

22 апреля 2024 года состоялся второй тур Семейного онлайн-турнира "Безопасный Интернет". Рейтинг участников опубликован на странице 2 тура.

Все новости


Задания II тура 2013/2014 учебного года

6 марта завершился прием решений расчетных задач и творческих работ команд-участников. Следующим этапом выполнения заданий 2 тура Интернет-проекта станет участие команд в экспертной оценке творческих работ и прохождение Онлайн-викторины.

Общий порядок и сроки выполнения заданий 2 тура для каждой возрастной категории смотрите в таблице внизу страницы.

ВАЖНО:

  • Все загружаемые файлы должны соответствовать техническим требованиям
  • По электронной почте работы приниматься не будут.

* Дополнительные инструкции по выполнению творческого задания и прохождения Онлайн-викторины
(при необходимости обновите страницу, используя клавиши shift+F5)

Экспертная оценка творческих заданий

  1. С 11-00 (мск) 11 марта до 17-00 (мск) 21 марта всем командам предоставляется возможность «поработать» в экспертной комиссии по оцениванию качества творческих работ, выполненных другими командами-участниками в своей возрастной категории. Оценка за работу в такой комиссии является составной частью общего балла команды за творческое задание
  2. Каждая команда получает 10 творческих работ в своей возрастной номинации для проведения экспертной оценки. Выборка работ составляется автоматически (случайным образом).
  3. Как перейти к оценке творческих работ:
    • зайдите в Виртуальный кабинет команды, используя полученные при регистрации логин (игровой номер) и пароль;
    • нажмите на ссылку «Экспертиза творческих заданий»;
    • на открывшейся странице сайта для каждой команды будет представлена своя выборка творческих работ для проведения экспертной оценки.
  4. Работы оцениваются по трем параметрам:
    • Оформление (выполнение всех требований оформления творческой работы – см. Технические требования к презентациям);
    • Техника (правильность выполнения опытов, соблюдение правил техники безопасности);
    • Грамотность (приведены все необходимые уравнения реакций, признаки реакций и требуемые расчеты, их правильность; грамотно составленные выводы).
  5. По каждому параметру выставляются оценки от 1 до 5 «звездочек». (1 звездочка – наименьшая оценка по конкретному параметру, 5 звездочек – максимальная оценка).
  6. Просмотр и оценку работ предлагаем выполнить следующим образом:
    • 1 шаг – последовательно посмотреть и познакомиться с каждой из полученных работ, не выставляя оценок. Это нужно для того, чтобы более объективно дать оценку при повторном просмотре.
    • 2 шаг – экспертный просмотр каждой работы с выставлением оценок по каждому предложенному параметру от 1 до 5 «звездочек».
  7. Примечание: работая экспертом, будьте предельно внимательны, старайтесь быть объективными и доброжелательными, выставляя «звездочки» работам других команд-участников.
  8. По окончании работы экспертов по каждой возрастной категории отбираются 15-20 лучших по итогам оценивания творческих работ (в зависимости от общего количества поданных работ в конкретной возрастной категории).
  9. Отобранные работы будут переданы на дополнительную проверку членам жюри Интернет-проекта.

Онлайн-викторина

Викторина проводится средствами обновленной системы онлайн-тестирования.

С 11-00 (мск) 11 марта до 17-00 (мск) 13 марта 2014 г. – время для захода в систему онлайн-тестирования через Виртуальный кабинет (ссылка «Пройти тестирование»). Перед тем, как зайти в систему тестирования, внимательно прочитайте следующие положения.

Порядок подачи ответов в Онлайн-викторине:

  1. Задания онлайн-викторины не публикуются заранее на сайте проекта, а доступны командам-участникам ТОЛЬКО в период подачи ответов через систему онлайн-тестирования.
  2. Команда может пройти онлайн-тестирование только ОДИН раз в удобное время в указанный период подачи ответов (без возможности остановки времени, отведенного на тестирование). Отведенное время прохождения викторины – 45 минут.
  3. Внимание: тесты назначаются автоматически, согласно выбранной при регистрации возрастной категории. Проверить выбранную категорию можно в Виртуальном кабинете, в сведениях о команде (значок «i» рядом с названием команды в левом верхнем углу).
  4. Выберите наиболее удобное для всех членов команды время для ответов на вопросы онлайн-викторины в период с 11-00 (мск) 11 марта по 17-00 (мск) 13 марта.
  5. Заранее приготовьте необходимую справочную литературу для работы, бумагу и ручки (карандаши) для выполнения расчетов.
  6. Распределите обязанности и спланируйте работу каждого члена команды. Только работая в команде, вы сможете справиться со всеми задачами!
  7. При входе в онлайн-тестирование вы попадаете на вводную страницу, на которой прописаны основные правила подачи ответов. На этой странице есть ссылка «Начать тестирование». Только после ее нажатия запускается обратный отсчет времени, выделенного на выполнение заданий (45 минут), и появляется список вопросов (заданий) с краткой формулировкой и указанием ценности каждого из них. До нажатия кнопки «Начать», вы можете выйти из системы. Как только запустился таймер обратного отсчета, сбросить или остановить время будет невозможно (даже при попытке обновить страницу таймер будет продолжать отсчет).
  8. Выберите стратегию подачи ответов на вопросы: начнете вы с простых вопросов или сразу же приступите к более сложным – выбирать вам.
  9. Команда может отвечать на вопросы не по порядку: выбираете из списка вопрос для ответа, нажимаете кнопку «Перейти», переходите к заполнению ответа на вопрос, далее нажимаете кнопку «Ответить», после этого автоматически возвращаетесь на список вопросов. Выбираете следующий вопрос и т.д.
  10. Для подачи ответа на вопрос команда выбирает из списка/сопоставляет/впечатывает свои ответы (ответ) в точном соответствии с инструкциями к каждому вопросу, и нажимает кнопку «Ответить». После нажатия кнопки «Ответить» вернуться и исправить свои ответы нельзя.
  11. Среди вопросов для каждой возрастной категории есть 1 видео-вопрос. Внимательно посмотрите видео. При желании его можно остановить и посмотреть повторно. После просмотра выполните поставленную задачу и заполните предложенные поля.
  12. Если вы перешли к заполнению ответа на вопрос, но поняли, что пока не готовы дать на него ответ и нужно время для размышления, вы можете вернуться к списку вопросов и выбрать другой.
  13. Следите за временем, оставшимся для подачи ответов. После завершения выделенного времени нельзя будет подать ответы.
  14. После завершения приема ответов на задания онлайн-викторины, с 11-00 (мск) 14 марта в Виртуальном кабинете каждой команды будут доступны результаты онлайн-тестирования с указанием набранных баллов по каждому вопросу, а так же правильные ответы.
Возрастная категория Этапы выполнения заданий 2 тура Дата получения (начала выполнения) задания Дата окончания выполнения задания

7-8 класс

9 класс

  1. Выполнение творческой работы и загрузка файла через Виртуальный кабинет
11-00 (мск)
21 февраля 2014 г.
09-00 (мск)
6 марта 2014 г.
  1. * Экспертная оценка командами творческих работ.
    Каждая команда в Виртуальном кабинете получает (случайным образом) 10 творческих работ в своей возрастной номинации для проведения экспертной оценки.
11-00 (мск)
11 марта 2014 г.
17-00 (мск)
21 марта 2014 г.
  1. * Выполнение заданий онлайн-викторины в системе онлайн-тестирования.
    Вход в систему подачи ответов – через Виртуальный кабинет и только ОДИН раз в указанный период. Общее время на прохождение тестирования – 45 минут.
11-00 (мск)
11 марта 2014 г.
17-00 (мск)
13 марта 2014 г.
  1. Команды отправляют отзыв о 2 туре Интернет-проекта из Виртуального кабинета.
21 февраля 2014 г. 10 апреля 2014 г.

10 класс

11 класс

  1. Решение расчетных задач и загрузка через Виртуальный кабинет.
11-00 (мск)
21 февраля 2014 г.
17-00 (мск)
6 марта 2014 г.
  1. Выполнение творческой работы и загрузка файла через Виртуальный кабинет
11-00 (мск)
21 февраля 2014 г.
09-00 (мск)
6 марта 2014 г.
  1. * Экспертная оценка командами творческих работ.
    Каждая команда в Виртуальном кабинете получает (случайным образом) 10 творческих работ в своей возрастной номинации для проведения экспертной оценки.
11-00 (мск)
11 марта 2014 г.
17-00 (мск)
21 марта 2014 г.
  1. * Выполнение заданий онлайн-викторины в системе онлайн-тестирования.
    Вход в систему подачи ответов – через Виртуальный кабинет и только ОДИН раз в указанный период. Общее время на прохождение тестирования – 45 минут.
11-00 (мск)
11 марта 2014 г.
17-00 (мск)
13 марта 2014 г.
  1. Команды отправляют отзыв о 2 туре Интернет-проекта из Виртуального кабинета.
21 февраля 2014 г. 10 апреля 2014 г.

Задания 2 тура

Для отображения заданий нажмите на ссылку с названием возрастной категории.

«7-8 класс» «9 класс» «10 класс» «11 класс»

Задания для возрастной категории 7-8 класс

Творческое задание

«Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой»

Цель работы: закрепить знания о химических реакциях; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции.

Оборудование и реактивы: спиртовка, тигельные щипцы, пробирки, держатель для пробирки, шпатель.

Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с кислотой и со спиртовкой.

Ход выполнения творческой работы:

  1. Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную проволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время выньте проволоку из пламени и счистите с нее образовавшийся черный налет на лист бумаги. Опыт повторите несколько раз для накопления черного налета. Образовалось ли новое вещество при накаливании меди?
  2. Поместите полученный черный налет в пробирку и прилейте 1 мл раствора серной кислоты. Подогрейте смесь. Что наблюдаете?
    Образовалось ли новое вещество при взаимодействии черного налета с серной кислотой?Запишите уравнения реакций и определите ее тип.
  3. Если в вашем распоряжении имеются электронные весы, определите массу медной проволочки до прокаливания и после прокаливания, определите массу выделившегося черного налета. Определите массовую долю полученного нового вещества в первой части опыта.

Оформление отчета:

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому опыту:

  • Создайте таблицу для занесения результатов (наблюдения, измерения и расчеты).
  • Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
  • Привести на слайдах уравнения реакций.
  • Привести на слайдах краткие ответы на предложенные вопросы и расчеты.

Задания для возрастной категории 9 класс

Творческое задание

«Получение гидрокарбоната натрия»

Цель работы: закрепить знания о химических реакциях, о свойствах солей угольной кислоты; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции, делать расчеты; определять массовую долю (в %) полученных веществ.

Оборудование и реактивы: спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, держатель для  пробирки, шпатель, весы, фильтровальная бумага, аппарат Киппа, Г-образная трубка с пробкой для пробирки, штатив; 10 % р-р аммиака, соль NaCl, индикаторная универсальная бумага, растворы  индикаторов лакмуса синего и фенолфталеина, известковая вода.

Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с пахнущими веществами.

Ход выполнения творческой работы:

  1. 50 мл  10 % раствора аммиака поместить в колбу на 100 мл, насытить на  холоду хлоридом натрия (взвесьте массу взятой соли).
  2. Профильтруйте раствор.  Взвесьте остаток соли (предварительно высушенный) на фильтре, определите массу растворенной соли. 
  3. Пропускайте в фильтрат углекислый газ из аппарата Киппа до насыщения. Выпавший осадок отфильтруйте на воронке (если осадок не будет выпадать, оставьте раствор на холоду на некоторое время). Часть осадка растворите в воде и испытайте раствор универсальной индикаторной бумагой. Каков состав полученного продукта?
  4. Опишите происходящие процессы  с помощью  известных вам уравнений реакций.
  5. Определите массу полученной соли и рассчитайте массовую долю (в %) полученного вещества.

Оформление отчета:

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому шагу синтеза:

  • Создайте таблицу для занесения результатов (наблюдения, измерения и расчеты).
  • Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
  • Привести на слайдах уравнения реакций.
  • Привести на слайдах краткие ответы на предложенные вопросы и расчеты.

Задания для возрастной категории 10 класс

Расчетная задача

Предложенная задача – «графическая». Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо графическое представление данных. Это возможно сделать, используя электронные таблицы Excel. При построении диаграммы в Excel обратите внимание на тип и вид используемой диаграммы (различия между точечной диаграммой и графиком).

При оценке выполнения задания будет оцениваться:

  • наглядность диаграммы: заголовки; подписи данных; обозначения отдельных точек, если это необходимо;
  • ответы на поставленные вопросы.

Примечание. Перед оформлением своих решений, посмотрите, как были оформлены расчетные задачи прошлого тура Интернет-проекта: 7-8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс.

Формулировка расчетной задачи

Пользуясь справочными данными (температуры кипения), постройте графики зависимости температуры кипения от числа атомов углерода для первых восьми членов каждого гомологического ряда (алкилхлориды; алкилбромиды; алкилйодиды; спирты; все графики расположите на одной диаграмме) и ответьте на вопросы:

  1. Как изменяется температура кипения с увеличением числа атомов углерода в молекуле? Почему?
  2. Сравните на графике положение точек, соответствующих первым членам гомологических рядов, и точек, которые соответствуют соединениям С8 (8 атомов углерода). Почему точка «спиртов», которая оказывается в начале «выше всех», в случае С8 «сдает свои позиции»?
  3. Пользуясь встроенной функцией «ПРЕДСКАЗ», предскажите температуры кипения для спиртов, содержащих 9 и 10 атомов углерода в молекуле. Нанесите эти точки на имеющийся график. Сравните предсказанные значения со справочными данными.

Примечание: все спирты – алканолы-1 нормального строения.

Данные для задачи (температуры кипения):

С Cl Br I ОН
1 -24 3 42 65
2 12 38 72 78
3 47 71 103 97
4 78 102 130 118
5 108 129 157 138
6 134 155 180 157
7 159 179 204 176
8 183 202 226 195

Творческое задание

«Получение карбоната натрия».

Цель работы: закрепить знания о химических реакциях, о свойствах солей угольной кислоты; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции; определять массовую долю (в %) полученных веществ.

Оборудование и реактивы: спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, держатель для  пробирки, шпатель, весы, фильтровальная бумага, аппарат Киппа, Г-образная трубка с пробкой для пробирки, штатив; 10 % р-р аммиака, соль NaCl, индикаторная универсальная бумага, растворы  индикаторов лакмуса синего и фенолфталеина, известковая вода.

Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с пахнущими веществами.

Ход выполнения творческой работы:

  1. 50 мл  10 % раствора аммиака поместить в колбу на 100 мл, насытить на  холоду хлоридом натрия (взвесьте массу взятой соли).
  2. Профильтруйте  раствор.  Взвесьте остаток соли (предварительно высушенный) на фильтре, определите массу растворенной соли. 
  3. Пропускайте в фильтрат углекислый газ из аппарата Киппа до насыщения. Выпавший осадок отфильтруйте на воронке (если осадок не будет выпадать, оставьте раствор на холоду на некоторое время); высушите на воздухе вместе с фильтром. Каков состав полученного продукта? Взвесьте полученный осадок.
  4. Соберите прибор, состоящий из горизонтально укрепленной пробирки (1) с пробкой со вставленной в нее Г-образной трубкой (2), опущенной в другую пробирку  (3) с известковой водой.
Прибор для получения карбоната натрия
 
 Рис. Прибор для получения карбоната натрия
  1. В пробирку (1) поместите высушенный на воздухе полученное вещество (гидрокарбонат натрия). Закройте пробирку пробкой (2) с газообразной трубкой и опустите  другой конец трубки  в пробирку (3) с известковой водой.
  2. Осторожно нагревайте пламенем спиртовки (4) пробирку (1)  – сначала всю пробирку, а потом тот участок, где находится вещество. Наблюдайте за процессами, происходящими в пробирке (3). Сначала будет вытесняться воздух, потом произойдет помутнение раствора. Когда помутнение прекратится, уберите пробирку (3), прекратите нагревание пробирки (1), дайте ей охладиться, взвесьте оставшееся вещество. Растворите его в воде и добавьте индикатор фенолфталеин или каплю  полученного раствора поместите на универсальную индикаторную бумажку. Изменился ли цвет индикатора?
  3. Опишите происходящие процессы  с помощью  известных вам уравнений реакций.

Примечание. Количества использованных веществ могут быть изменены, а описанный прибор также может быть модифицирован.

Оформление отчета:

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому шагу синтеза:

  • Создайте таблицу для занесения результатов (наблюдения, измерения и расчеты).
  • Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
  • Привести на слайдах уравнения реакций.
  • Привести на слайдах краткие ответы на предложенные вопросы и расчеты: определите массу полученных веществ в части 1 и части 2 (гидрокарбоната и карбоната натрия).

Задания для возрастной категории 11 класс

Расчетная задача

Предложенная задача – «графическая». Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо графическое представление данных. Это возможно сделать, используя электронные таблицы Excel. При построении диаграммы в Excel обратите внимание на тип и вид используемой диаграммы (различия между точечной диаграммой и графиком).

При оценке выполнения задания будет оцениваться:

  • наглядность диаграммы: заголовки; подписи данных; обозначения отдельных точек, если это необходимо;
  • ответы на поставленные вопросы.

Примечание. Перед оформлением своих решений, посмотрите, как были оформлены расчетные задачи прошлого тура Интернет-проекта: 7-8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс.

Формулировка расчетной задачи

Важной характеристикой свободного (несвязанного) атома является потенциал (энергия) ионизации. На основании имеющихся данных представьте графически изменение первого потенциала ионизации от порядкового номера для элементов II периода. Проанализируйте полученный график и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова общая тенденция изменения первого потенциала ионизации в зависимости от порядкового номера элемента?
  2. Чем объясняется уменьшение первого потенциала ионизации при переходе от Ве к В и от N к О?
  3. Полученный график как бы распадается на три прямые, отличающиеся друг от друга углом наклона. Что, с точки зрения электронного строения, объединяет элементы, лежащие на одной и той же прямой?
  4. Постройте аналогичный график для элементов III периода. Сохраняются ли отмеченные закономерности для элементов III периода?

Данные для задачи:

порядковый № Первый потенциал ионизации, эВ
3 5,39
4 9,32
5 8,3
6 11,26
7 14,54
8 13,61
9 17,42
10 21,56
11 5,14
12 7,64
13 5,98
14 8,15
15 10,55
16 10,36
17 13,01
18 15,75

Творческое задание

«Получение карбоната натрия».

Цель работы: закрепить знания о химических реакциях, о свойствах солей угольной кислоты; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции; определять массовую долю (в %) полученных веществ.

Оборудование и реактивы: спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, держатель для  пробирки, шпатель, весы, фильтровальная бумага, аппарат Киппа, Г-образная трубка с пробкой для пробирки, штатив; 10 % р-р аммиака, соль NaCl, индикаторная универсальная бумага, растворы  индикаторов лакмуса синего и фенолфталеина, известковая вода.

Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с пахнущими веществами.

Ход выполнения творческой работы:

  1. 50 мл  10 % раствора аммиака поместить в колбу на 100 мл, насытить на  холоду хлоридом натрия (взвесьте массу взятой соли).
  2. Профильтруйте  раствор.  Взвесьте остаток соли (предварительно высушенный) на фильтре, определите массу растворенной соли. 
  3. Пропускайте в фильтрат углекислый газ из аппарата Киппа до насыщения. Выпавший осадок отфильтруйте на воронке (если осадок не будет выпадать, оставьте раствор на холоду на некоторое время); высушите на воздухе вместе с фильтром. Каков состав полученного продукта? Взвесьте полученный осадок.
  4. Соберите прибор, состоящий из горизонтально укрепленной пробирки (1) с пробкой со вставленной в нее Г-образной трубкой (2), опущенной в другую пробирку  (3) с известковой водой.
Прибор для получения карбоната натрия
 
 Рис. Прибор для получения карбоната натрия
  1. В пробирку (1) поместите высушенный на воздухе полученное вещество (гидрокарбонат натрия). Закройте пробирку пробкой (2) с газообразной трубкой и опустите  другой конец трубки  в пробирку (3) с известковой водой.
  2. Осторожно нагревайте пламенем спиртовки (4) пробирку (1)  – сначала всю пробирку, а потом тот участок, где находится вещество. Наблюдайте за процессами, происходящими в пробирке (3). Сначала будет вытесняться воздух, потом произойдет помутнение раствора. Когда помутнение прекратится, уберите пробирку (3), прекратите нагревание пробирки (1), дайте ей охладиться, взвесьте оставшееся вещество. Растворите его в воде и добавьте индикатор фенолфталеин или каплю  полученного раствора поместите на универсальную индикаторную бумажку. Изменился ли цвет индикатора?
  3. Опишите происходящие процессы  с помощью  известных вам уравнений реакций.

Примечание. Количества использованных веществ могут быть изменены, а описанный прибор также может быть модифицирован.

Оформление отчета:

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому шагу синтеза:

  • Создайте таблицу для занесения результатов (наблюдения, измерения и расчеты).
  • Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
  • Привести на слайдах уравнения реакций.
  • Привести на слайдах краткие ответы на предложенные вопросы и расчеты: определите массу полученных веществ в части 1 и части 2 (гидрокарбоната и карбоната натрия).