Участники

Команды школьников 1-11 классов (от 3 до 5 человек в команде)

Возрастные категории:

  • 1-4 классы
  • 5-6 классы
  • 7-8 классы
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс

Это интересно

Детский конструктор Lego сделан из пластмассы,  в составе которой присутствует сульфат бария. Эта соль абсолютно безвредна для организма и не растворяется в воде. Мало того, ее хорошо определяют рентгеновские лучи, поэтому проглоченную деталь малышом, можно будет легко найти, сделав рентгеновский снимок.

Галерея лучших работ

Лучшие работы в номинации 10 класс

Команда «Убойная сила»,

МОУ Мышкинская СОШ,
Ярославская область,
Мышкин


Открыть работу

Описание (показать/скрыть)

Сценарий театрализованного представления «Жизнь и работа М.И.Коновалова» Ведущий: Коновалов Михаил Иванович родился 1 (13) ноября 1858 года в деревне Будихино Рыбинского уезда Ярославской губернии, ныне Рыбинского района Ярославской области, в крестьянской семье. С 6 лет обучался грамоте у крестьянина-грамотея вместе с другими крестьянскими детьми. В 10 лет переехал в Рыбинск и, служа в трактире своих братьев, прошёл Рыбинское приходское (1869-1870 гг.) и уездное училище (окончил в 1873 г.). В августе 1873 года отправляется вместе с матерью в Ярославль для поступления в Ярославскую гимназию, но из-за неимения «нужных бумаг» не был допущен к вступительным экзаменам. Через год (август 1874 года) после самостоятельной подготовки к сдаче вступительных экзаменов повторяет попытку поступления. Успешно сдаёт такие дисциплины, как закон божий, история, география, русский язык, арифметика и алгебра. Стоит стол ,сидит комиссия: преподаватель латинского языка , инспектор гимназии . Коновалов подходит к столу экзаменаторов. Коновалов М. : Здравствуйте! Преподаватели кивают головой. Преподователь: Тяните билет. Михаил тянет билет и зачитывает его вслух: Как вы понимаете фразу: «In rebus bellicis maxime dominator Fortuna» Объяснение Михаила : Puto enim maximus armis … Forstan… Преподаватель ( начинает злиться) : Sed hoc nihil aliud dicam ? Молчание Преподаватель: Ad hoc de scientia? Михаил: Adversa fortuna. Преподаватель (говорит повышенным тоном): И вы хотите, чтобы я за ЭТО поставила 3 ?!Вы ничего не знаете! Abiens , abi! (Начинать рисовать 2 в зачетной книжке) Инспектор гимназии: Fortes fortuna adjuvat , уважаемая Анна Александровна , может мы дадим молодому человеку шанс получить удовлетворительную оценку, так как его зачетка нам показывает обратное (показывает зачётку). Инспектор гимназии: Закончите фразу: «Feci quod potui …» Михаил: Faciant meliora potentes. Инспектор гимназии: Вот видите, Анна Александровна, знания имеются. Преподаватель: Только из высокого уважения к вам ,Дарья Константиновна! Ставит 3,отдает зачетную книжку .Михаил убегает, радуется. Ведущая: Приняли его не в четвертый класс, как предполагалось при поступлении, а в третий. Уже на первых порах ученик третьего класса Михаил Коновалов показал, что инспектор гимназии, по настоянию которого он был принят, не ошибся в нем. В первый же год пребывания в гимназии он стал лучшим учеником в классе. Затем этот успех был закреплен: вплоть до восьмого класса он оставался первым учеником. В 1880 году Михаил Коновалов окончил Ярославскую гимназию с золотой медалью. Летом 1880 года, сдав выпускные экзамены, он отправился в Москву. Обучаясь в гимназии, Коновалов увлекся глубоким изучением языков, поэтому дальнейшее будущее виделось ему на историко-филологическом факультете Московского университета. Но этим планам не суждено было сбыться: приехав в Москву, Коновалов случайно встретил своего знакомого по Ярославлю, который обучался на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, и последнему пришла в голову мысль показать будущему студенту университетские лаборатории и кабинеты естественных наук. Коновалов, окончивший классическую гимназию, где основное внимание уделялось изучению гуманитарных наук и языкам, был поражен всем увиденным и услышанным. И после некоторых колебаний решил изучать естественные науки. После длительной подготовки Коновалов блестяще прошел вступительные испытания, и в списках принятых на 1 курс естественного отделения физико-математического факультета Московского университета его фамилия заняла достойное место. Из всех предметов, изучавшихся на первом курсе, наибольший интерес для Коновалова представляла химия, с которой он впервые познакомился в Московском университете, так как в гимназии в те годы она не изучалась. Но главным в его обучении стал второй курс, где в качестве изучаемой дисциплины появилась органическая химия – именно она стала для студента Коновалова той наукой, которой он посвятил всю жизнь. Преподавателем этой дисциплины был Владимир Васильевич Марковников. Еще обучаясь на третьем курсе Московского университета, Коновалов под непосредственным руководством В. В. Марковникова начал выполнение кандидатской (выпускной) работы по теме «Нефтяные углеводороды». В 1884 году Коновалов, получив отличные оценки на выпускных экзаменах, окончил университет с дипломом первой степени и званием кандидата (утвержден 20 сентября 1884 г.). Остается работать лаборантом в университете. Через год он уже аспирант и готовится стать профессором, и это в 27 лет! С этого времени Михаил Иванович занимается исследовательской работой. В 1889 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Нафтены, гексагидробензолы и их производные», посвящённую особенностям кавказской нефти. В 1893 г. получил докторскую степень за диссертацию «Нитрующее действие азотной кислоты на углеводороды предельного характера». В основе её лежало научное открытие, сделанное автором в 1888 г. Им была впервые проведена и проанализирована химическая реакция нитрования разбавленной (до 20 %) азотной кислотой в жидкой фазе при температуре 100—150 °С при повышенном и нормальном давлении. Данная химическая реакция носит имя Коновалова. Учёный разработал способ получения из нитросоединений спиртов, альдегидов и других веществ. Реакция нитрования использовалась им для определения состава углеводородов. В 1896 г. Коновалов стал профессором органической и аналитической химии в Московском сельскохозяйственном институте, где преподавал до 1899 г. В 1899 году приказом министра финансов профессор, доктор химии, действительный статский советник Коновалов М. И. назначается профессором Киевского политехнического института и, одновременно, исполняющим должность декана химического отделения. В новой должности он не только твердой рукой управляет учебным процессом, но и продолжает заниматься научной деятельностью в области прикладной химии. Нелепая случайность осенью 1906 года привела к тяжелой травме, и в декабре 1906 года Коновалова не стало. Он похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище. Вопросы: 1. Когда родился М.И.Коновалов? 2. Сколько было лет М.Коновалову, когда он закончил гимназию? 3. Какое научное открытие сделал в 1888г. М.И.Коновалов?

 

Команда «Отряд химиков»,

МОУ СШ №42,
Ярославская область,
Ярославль


Открыть работу

Описание (показать/скрыть)

Биография Михаила Ивановича Коновалова. Введение: Было много людей, которые внесли вклад в развитие химии. Одним из значимых химиков-органиков является Михаил Иванович Коновалов. Сегодня о нём и пойдет речь. Слайд №1 Михаил Иванович Коновалов родился 13 ноября 1858 года в деревне Будихино Рыбинского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 10 лет переехал в Рыбинск, там прошёл Рыбинское приходское (1869-70) и уездное училище (окончил в 1873). В августе 1873 года отправляется с матерью в Ярославль для поступления в Ярославскую гимназию, но из-за неимения «нужных бумаг» не был допущен к экзаменам. Однако через год после самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов успешно сдаёт закон божий, географию, русский, алгебру и арифметику, однако проваливает французский и латинский. Лишь благодаря доброму инспектору гимназии его приняли в 3ий класс (не в 4ый, как предполагалось). В 1880 году Михаил Коновалов окончил Ярославскую гимназию с золотой медалью. Еще в гимназии Коновалов поставил себе цель поступить в Московский университет. И сдав в 1880 году экзамены, он отправляется в Москву. Изначально он планировал учиться на историко-филологическом факультете. Однако Коновалов встретил своего знакомого из Ярославля , который обучался на естественном отделении физико-математического факультета, и он решил показать Коновалову лаборатории и кабинеты естественных наук университета. Коновалов был поражён увиденным и решил изучать естественные науки. После длительной подготовки он поступил на естественное отделение физико-математического факультета. Из всех предметов его больше всего интересовала химия. Главным в обучении стал курс органической химии. Именно этой науке он посвятил всю оставшуюся жизнь. Преподавателем этой дисциплины был Владимир Васильевич Марковников. (который в последствии стал наставником , научным руководителем Коновалова). Коновалов под руководством Марковникова начал выполнение кандидатской работы «Нефтяные углеводороды». В 1884 году Коновалов, получив отличные оценки на выпускных экзаменах, окончил университет с дипломом первой степени и званием кандидата ( утверждён 20.09.1884). Коновалов работал лаборантом при Московском университете. 5 октября 1884 г. состоялся первый доклад Коновалова на заседании физико-химической комиссии «О свойствах нонанафтена», выделенного им из кавказской нефти. 25 апреля 1886 г. на заседании Отделения химии Русского физико-химического общества под председательством Д.И Менделеева Коновалов М. И. был зачислен в члены РФХО. Осенью 1886 г. по ходатайству Марковникова В. В. Коновалов был утвержден в должности сверхштатного лаборанта при химической лаборатории органической химии. В феврале 1887 г. после успешной сдачи экзаменов утвержден магистрантом по химии. В декабре того же года после проведения пробных лекций Коновалов утвержден в должности приват-доцента Московского университета. Слайд №2. Научные исследования Коновалов длительно изучал нонанафтен (С9Н18, непредельный углеводород). 12 мая 1887 г. Коновалов выступил на заседании физико-химической комиссии с новым сообщением «О некоторых реакциях нонанафтена». Изучая действие различных реагентов на него, Коновалов впервые обнаружил, что при взаимодействии с разбавленной азотной кислотой он превращается в нитросоединение (С9Н17NO2). «Выдающееся значение для дальнейшего хода работ имело неожиданное открытие М.И Коновалова»,- подчёркивал Марковников. Оно позволяло получать ряд производных нафтенов прежними способами или совсем не получавшихся, или же достигавшихся с большим трудом. В 1889 г опубликована магистерская диссертация Коновалова «Нафтены, гексагидробензолы и их производные». Магистерская диссертация подводила итоги исследованиям нафтенов (циклоалканы), выполненным с начала 1880-х. 15.10.1889 на заседании Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Коновалову была присуждена премия Мошнина за его работу «Нафтены,гексагидробензолы и их производные». 11.09.1891 в отделении химии Коновалов сделал первое сообщение на тему: «Действие азотной и азотистой кислот на углеводороды». В течение 2ух лет (сентябрь 1891-сентябрь 1893 гг) Коновалов сделал 9 сообщений о своих научных работах. Почти все они были вехами на пути к докторской диссертации. 29.10.1893 Коновалов защитил диссертацию «Нитрирующее действие азотной кислоты на углеводороды предельного характера» ( однако стоит отметить, что метод нитрирования органических соединений был открыт им несколько раньше- в 1888 г, этот метод получил название «реакция Коновалова» Реакция Коновалова- нитрирование алифатических, ациклических и жирноароматических соединений разбавленной азотной кислотой при повышенном или нормальном давлении. Реакция нитрирования алканов также была осуществлена в 1888 г с 10-25 % азотной кислотой в запаянных сосудах при t=110-150. В 1894 г Коновалов опубликовал статью «Нитрирующее действие азотной кислоты на непредельные углеводороды», целью которой было выяснить, насколько легче идёт у них нитрирование, а главное- выделение непредельных нитросоединений, до сих пор еще так мало исследованных. Слайд №3 18.01.1894 г Коновалов пожалован «за отличную усердную службу и особые труды орденом святого Станислава 3ей степени» В мае 1896 г скончался профессор Э.Б Шене, занимавший в течение многих лет кафедру химии в Московском сельскохозяйственном институте. Директор института Рачинский решил пригласить на освободившуюся кафедру приват-доцента Московского университета Коновалова. 5.08.1896 г Коновалов становится профессором по кафедре химии в Московском сельскохозяйственном институте. При нём была создана научно-исследовательская лаборатория. Он продолжил основное направление своей деятельности- изучение нитрирующего свойства азотной кислоты на различные органические соединения. 25.11.1898 сообщение Коновалова об искусственном приготовлении индиговых красок (ФОТО),демонстрация опытов. С 1.09.1898 Коновалов был назначен ординарным профессором Киевского политехнического института. В Киеве Коновалов включился в работу по устройству Института и организации в нём занятий. Коновалов проявлял заботу о студентах. Из-за трудного материального положения Студенов с 1903 года с разрешения высшего начальства открыло свою деятельность Общество помощи нуждающимся студентам под руководством Коновалова. Коновалов в составе большой комиссии участвовал в составлении устава Института под предводительством Менделеева. Коновалов занимался не только чистой, но и прикладной химией. Он принимал участие в исследовании воды нового колодца на берегу Днепра (1901), был экспертом по решению вопросы о возможной потере веса костей (1902) и об утечке нефти при перевозке их по железной дороге; по просьбе правления Киевского газового общества давал заключения, касавшиеся применения вырабатываемого обществом газа для освещения города (1903). Он имел огромный авторитет. Слайд №4 Коновалов участвовал в Менделеевских съездах (крупнейшие традиционные международные научные форумы, посвященные вопросам общей и прикладной химии, съезды учреждены в память о Д.И Менделееве). На 3ем съезде Коновалов был почётным председателем, вместе с ним председателем был химик-органик Зелинский. Резолюции съезда указали на важность развития- 1) производства оптического стекла 2)радиевых- завода и института Академии наук. Cлайд №5 Осенью 1906 года производилась наладка правильного функционирования недавно сданной в эксплуатацию станции для биологической очистки сточных вод Института. 12 ноября Коновалов направился для очередного осмотра этой станции и попал одной ногой в закрытый люк канализационного колодца, в результате чего получил тяжёлую травму. Несмотря на все принятые медицинскими светилами меры, спасти больного не удалось. 12.12.1906 Коновалов, которому лишь месяц с небольшим назад исполнилось 48 лет, ушёл из жизни. Похоронили его на Лукьяновском кладбище в Киеве. Викторина. 1.Где родился Коновалов? А. Ярославская губерния Б.Смоленская губерния В. Костромская губерния 2. В каком городе Коновалов получил начальное образование? А. Рыбинск Б. Ярославль В. Москва 3. Как жизнь Коновалова связана с Ярославлем? А. Умер в Ярославле Б. Всю жизнь прожил в Ярославле В. Учился в Ярославской гимназии 4. Обучаясь в гимназии, куда мечтал поступить Коновалов? А. Киевский университет Б. Московский университет В. Московский сельскохозяйственный институт 5. Из чего был получен нонанафтен? А. Из кавказской нефти Б. Из уксусной кислоты В. Из едкого натрия 6. Как называется процесс пропускания азотной кислоты через органические соединения при повышенном или нормальном давлении? А. Гидрирование Б. Нитрификация В. Нитрование 7. Условия реакции нитрирования? А. Давление Б. Электрический ток В. Свет 8. Кто являлся научным руководителем Коновалова? А. Менделеев Б. Марковников В. Зелинский 9. Как связаны Зелинский и Коновалов? А. Вместе участвовали в Менделеевских съездах Б. Они вместе работали над нонанафтеном В. Зелинский направил Коновалова на путь химии 10. Что получается в ходе реакции нитрирования? А. Азот и другое органическое соединение Б. Нитросоединение В. Оксид азота и вода 11. На каком факультете изначально планировал учиться Коновалов? А. Лингвистический Б. Историко-филологический В. Биохимический 12. Какую главную награду он получил? А. Орден Святого Георгия Б. Орден Святого Петра В. Орден Святого Станислава 13. Какие обстоятельства привели Коновалова к изучению химии? А. Настояли родители Б. Он был поражён увиденными лабораториями университета и сам решил изучать её В. Ему приснился сон, что он сделает великое открытие

 

Команда «Рутил»,

МОУ СШ №25,
Ярославская область,
Ярославль


Открыть работу

Описание (показать/скрыть)

Три десятиклассницы решили поэкспериментировать и вызвать духа самого Коновалова!

 

Команда «Катализ 58»,

МОУ СШ №58,
Ярославская область,
Ярославль


Открыть работу

Описание (показать/скрыть)

Проект был создан и апробирован на учениках 10 «В» класса 18 октября 2016 года ( так как именно в 10 классе в качестве одного из химических свойств алканов рассматривается реакция нитрования , названная в честь великого химика) В основу сценария положена биография М.И. Коновалова и географические объекты, где прошли основные этапы его жизни: д. Будихино, г. Рыбинск,г. Ярославль,г. Москва,г. Киев, так как фотографий ученого в детстве и юности мы не нашли. В качестве театрализованного элемента мы использовали встречу М.И.Коновалова с приятелем по Ярославской гимназии в Москве, куда он приехал поступать на историко-филологический факультет МГУ. Данная встреча явилась определяющей в судьбе ученого, т.к.после экскурсии по физико-математическому факультету, по его естественному отделению, М.И.Коновалов был так поражен увиденным, что передумал поступать на филологический факультет и подал заявление на естественное отделение физмат факультета. В конце урока мы рассказали об основных научных работах М.И. Коновалова и научных изданиях, которые в разное время публиковали его работы и о тех наградах и научных званиях, которыми был отмечен М.И. Коновалов Сценарий театрализованного представления -Здорово, дружище, какими ветрами? -Приехал поступать на исторический факультет -А я вот учусь на физико-математическом. Пойдем, покажу тебе факультет *Гуляя по факультету, они забрели в химическую лабораторию* -Что это? -Это химическая лаборатория! -А что такое химия? -О, это, брат, наука…(в гимназии она не изучалась)

 

Команда «Золото»,

ГПОУ ЯО Ярославский торгово-экономический колледж,
Ярославская область,
Ярославль


Открыть работу

Описание (показать/скрыть)

Мы провели урок по химико-органическим соединениям, показав при этом презентацию на тему "Коновалов М.И. и так же задали вопросы учащимся по презентации.

 

Команда «Во все тяжкие»,

МАОУ Гимназия №1,
Свердловская область,
Сухой Лог


Открыть работу

 

Команда «Химикон-13»,

МКОУ "Товарковская СОШ №1",
Калужская область,
Товарково


Открыть работу

Описание (показать/скрыть)

Команда « Химикон-13» 16cs320 Пресс-конференция о М.И. Коновалове, русском учёном, химике – органике. «У России великая история и великое будущее…». В.В.Путин. Функции классного часа: Просветительская функция — расширяет круг знаний учащихся, которые не нашли отражение в учебных программах. Ориентирующая функция — формирует у учащихся грамотное отношение к объектам окружающей действительности, вырабатывает у них определенные критерии материальных и духовных ценностей. Направляющая функция — помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с ним. Формирующая функция — формирует у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя. Задачи: – развивать интеллектуальные способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память обучающихся; – формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою страну, патриотические идеалы; – развивать и укреплять интерес к химии; – развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету; – познакомить учащихся с известными учеными химической науки; – формировать умения и привычки работать в коллективе; – расширение кругозора учащихся. Тип классного часа Совместная деятельность учащихся. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты классного часа, учитель привлекает ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступление в единое целое, активная самостоятельная работа учащихся прослеживается в ходе всего экскурса в историю развития химии. Прогнозируемый результат: – повышение качества учебно-воспитательного процесса с помощью использования предлагаемых материалов; – формирование ключевых компетенций (гражданских, социальных, информационных); – стимулирование умственной активности обучающихся, их любознательности, творческой деятельности; – развитие навыков логического мышления и анализа; взаимодействия, коммуникации; – саморазвитие и самоутверждение учащихся, определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности. Место проведения: кабинет химии Форма проведения: классный час Цели классного часа: воспитание гордости за отечественную науку и интереса к химическим дисциплинам. Методы и приемы Рассказ, беседа, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обсуждение конкретных событий, презентация учащихся. Ход пресс-конференции. Ведущие: О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М.В. Ломоносов Ведущий: Сегодня мы проводим пресс-конференцию, посвящённую великому русскому учёному Михаилу Ивановичу Коновалову. У нас присутствуют корреспонденты разных газет и журналов, которые зададут вопросы членам учёного совета. Это корреспонденты газет «Аргументы и факты» г. Ярославль, «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Весть», Калужская обл., «Культура» «Российская газета», журнал «Собеседник», газеты: «Вечерняя Москва», «Новое время», Дзержинский район, Калужская обл. Ведущий: Есть некая неправильность и несправедливость в том, как порой из-за банального несчастного случая обрывается жизнь талантливого, способного, жизнедеятельного, достойного человека, который смог очень многого добиться за не очень долгую жизнь, и принести огромную пользу своему Отечеству. Так произошло и с Михаилом Ивановичем Коноваловым – известным русским химиком-органиком. Итак, наша пресс-конференция начинается. Корреспонденты различных газет и журналов задают вопросы. Корреспондент газеты: «Аргументы и факты» г. Ярославль : Что вы скажете о рождении М.И. Коновалова? Член учёного совета: Родился 1 ноября 1858 года в деревне Будихино Ярославской губернии, в крестьянской семье. В шестилетнем возрасте начал обучаться грамоте у местного крестьянина, знавшего грамоту и обучавшего крестьянских детишек. Корреспондент газеты «Московский комсомолец»: Где и как учился Михаил Иванович Коновалов? Член учёного совета: С 6 лет обучался грамоте у крестьянина-грамотея вместе с другими крестьянскими детьми. В 10 лет переехал в Рыбинск и, служа в трактире своих братьев, прошёл Рыбинское приходское (1869—1870 гг.) и уездное училище (окончил в 1873 г.). В августе 1873 года отправляется вместе с матерью в Ярославль для поступления в Ярославскую гимназию, но из-за неимения «нужных бумаг» не был допущен к вступительным экзаменам. Через год (август 1874 года) после самостоятельной подготовки к сдаче вступительных экзаменов повторяет попытку поступления. Но, успешно сдав такие дисциплины, как закон божий, история, география, русский язык, арифметика и алгебра, проваливает экзамены по языкам: французскому, латинскому и греческому. Лишь счастливый случай решил судьбу молодого человека — на экзамене присутствовал инспектор гимназии — человек проницательный и добрый, который уговорил учителей учесть знания мальчика за удовлетворительные и принять его не в четвертый класс, как предполагалось при поступлении, а в третий. Уже на первых порах ученик третьего класса Михаил Коновалов показал, что инспектор гимназии, по настоянию которого он был принят, не ошибся в нем. В первый же год пребывания в гимназии он стал лучшим учеником в классе. Затем этот успех был закреплен: вплоть до восьмого класса он оставался первым учеником. В 1880 году Михаил Коновалов окончил Ярославскую гимназию с золотой медалью. Еще обучаясь в гимназии, Коновалов поставил себе целью поступить в Московский университет, а потому летом 1880 года, сдав выпускные экзамены, он отправился в Москву. Обучаясь в гимназии, Коновалов увлекся глубоким изучением языков, поэтому дальнейшее будущее виделось ему на историко-филологическом факультете Московского университета. Но этим планам не суждено было сбыться: приехав в Москву, Коновалов случайно встретил своего знакомого по Ярославлю, который обучался на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, и последнему пришла в голову мысль показать будущему студенту университетские лаборатории и кабинеты естественных наук. Коновалов, окончивший классическую гимназию, где основное внимание уделялось изучению гуманитарных наук и языкам, был поражен всем Корреспондент газеты «Комсомольская правда»: Как проходили студенческие годы М.И. Коновалова? Член учёного совета: После длительной подготовки Коновалов блестяще прошел вступительные испытания, и в списках принятых на 1 курс естественного отделения физико-математического факультета Московского университета его фамилия заняла достойное место. Из всех предметов, изучавшихся на первом курсе, наибольший интерес для Коновалова представляла химия, с которой он впервые познакомился в Московском университете, так как в гимназии в те годы она не изучалась. Но главным в его обучении стал второй курс, где в качестве изучаемой дисциплины появилась органическая химия — именно она стала для студента Коновалова той наукой, которой он посвятил всю жизнь Преподавателем этой дисциплины был Владимир Васильевич Марковников. Еще обучаясь на третьем курсе Московского университета, Коновалов под непосредственным руководством В. В. Марковникова начал выполнение кандидатской (выпускной) работы по теме «Нефтяные углеводороды». В 1884 году Коновалов, получив отличные оценки на выпускных экзаменах, окончил университет с дипломом первой степени и званием кандидата (утвержден 20 сентября 1884 г.). 4 июля 1884 года научный руководитель Михаила Коновалова В. В. Марковников направил декану физико-математического факультета ходатайство «О предоставления Коновалову М. И. стипендии для оставления при Московском университете». Корреспондент газеты «Весть»,Калужская область: А как работал М.И. Коновалов в Московском университете? Член учёного совета: В октябре 1884 Коновалов назначен лаборантом при технической лаборатории Московского университета. Одновременно он начал преподавать физику в частном учебном заведении О. А. Виноградской. 1 февраля 1885 г. министром просвещения Коновалов утвержден оставленным на 2 года при Московском университете «для приведения в профессорское звание». С этого момента Коновалов прекратил работу в должности лаборанта. 25 октября 1884 г. состоялся первый доклад Коновалова на заседании физико-химической комиссии «О свойства нонанафтена», выделенного им из кавказской нефти. 25 апреля 1886 г. на заседании Отделения химии Русского физико-химического общества под председательством Менделеева Д. И. Коновалов М. И. был зачислен в члены РФХО. Осенью 1886 г. по ходатайству Марковникова В. В. Коновалов был утвержден в должности сверхштатного лаборанта при химической лаборатории органической химии. В феврале 1887 г. после успешной сдачи экзаменов утвержден магистрантом по химии. В декабре того же года после проведения пробных лекций Коновалов утвержден в должности приват-доцента Московского университета. Корреспондент газеты ««Российская газета»: Какие научные исследования проводил М.И. Коновалов? Член учёного совета: Весной 1887 г. Коновалов закончил исследование на тему «Гексагидропсевдокумол и его отношение к нонанафтену». Об этой работе им вскоре было доложено на заседании Русского физико-химического общества. Через некоторое время статья была опубликована на страницах журнала Общества. 12 мая 1887 года Коновалов выступил на заседании физико-химической комиссии Отделения физических наук Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (Москва) с новым сообщением: «О некоторых реакциях нонанафтена». Изучая действие различных реагентов на нонанафтен (С9Н18), Коновалов впервые обнаружил, что при взаимодействии с разбавленной азотной кислотой он превращается в нитросоединение C9H17NO2. «Выдающееся значение для дальнейшего хода работ,- подчеркивал Марковников В. В.,- имело неожиданное открытие М. И. Коноваловым метода нитрования слабой азотной кислотой. Оно позволяло получать ряд производных нафтенов прежними способами или совсем не получавшихся, или же достигавшихся с большим трудом.» 18 мая 1888 года Коновалов выступил на заседании физико-химической комиссии с сообщением «К характеристике нафтенов», в котором заявил, что более подробное исследование полученных соединений и переход через них от высших нафтенов к низшим составляет цель будущих работ автора. В ходе дальнейшей работы Коновалову удалось получить нонанафтеновый спирт. В 1889 г. опубликована магистерская диссертация Коновалова «Нафтены, гексагидробензолы и их производные». Магистерская диссертация Коновалова подводила итоги исследованиям нафтенов, выполненным с начала 1880-ых, и прежде всего тем, которые проводились в лаборатории Московского университета. На примере нонанафтена Михаил Иванович продемонстрировал те методы выделения, очистки и получения различных производных нафтенов, которые были разработаны Марковниковым. Корреспондент газеты «Культура»: Какие награды получил М.И. Коновалов за свои исследования? Член учёного совета: Во всех научных работах Коновалова содержались важнейшие экспериментальные материалы, которые характеризовали свойства и строение углеводородов кавказской нефти. Кроме того, ставились новые задачи в области их изучения. В 1893 г. магистр Коновалов защищает докторскую, которая по важности сделанных им открытий, четкости и ясности изложения, дальновидности выводов была отнесена к классическим исследованиям в области органической химии. 18 января 1894 г. Коновалов пожалован «за отлично – усердную службу и особые труды орденом св. Станислава 3 степени». Корреспондент журнала «Собеседник»: Почему Н.Д. Зелинский сказал, что М.И. Коновалов «оживил химических мертвецов»? Член учёного совета: Среди продуктов, получаемых из нефти, есть химическое, инертное вещество — парафин. И название свое это вещество получило от латинских слов «парум аффинис», что значит малоактивный. Сюда же может быть отнесен также вазелин и горный воск. Все попытки химиков «расшевелить» эти неактивные вещества были тщетны. Они не вступали ни в какие соединения. Их так и назвали: «химическими мертвецами». . За «воскрешение» этих «мертвецов» взялся русский химик Михаил Иванович Коновалов (1858—1906). В качестве «живой воды» им была использована азотная кислота. Работая с нефтью, он в 1889 году нашел, что азотная кислота при нагревании в запаянных сосудах превращает парафиновые углеводороды в так называемые нитропарафины, обладающие значительной химической активностью. Так были получены новые ценные химические продукты, необходимые для синтеза многочисленных веществ. Реакция эта под названием реакции нитрования Коновалова вошла в историю науки. . Своей реакцией он, по словам Н. Д. Зелинского, "оживил химических мертвецов", какими считали в то время парафиновые углеводороды. Ученые продолжали исследовать процесс нитрования. Раскрыли механизм этого процесса советские химики, в том числе академик С. С. Наметкин и профессор А. И. Титов. Вещества, полученные путем нитрования парафиновых углеводородов, то есть их нитропроизводные, обладают химической активностью. Их легко превращать в различные промышленные полуфабрикаты и продукты. Разработаны методы получения из нитропарафинов пластмасс, синтетического волокна, взрывчатых и лекарственных веществ, растворителей и др. Нуждаются в нитропарафинах производства синтетического топлива, смазочных масел и других продуктов. Методами нитрования можно превращать в ценнейшие вещества не только парафиновые, но и особенно ароматические углеводороды, например бензол. Бензол приобретает очень большую ценность после его превращения в нитробензол: из последнего легко получают ценнейший продукт — анилин, являющийся сырьем для бесчисленного количества исключительно важных веществ (красителей, химикатов, лекарств и т. д.). Корреспондент газеты «Вечерняя Москва»: Как работал М.И. Коновалов в Московском сельскохозяйственном институте (ныне академия им. К.А. Тимирязева)? Член учёного совета: В мае 1896 г. скончался профессор Э. Б. Шене, занимавший в течение многих лет кафедру химии в Московском сельскохозяйственном институте. Директор института К. А. Рачинский решил пригласить на освободившуюся кафедру приват-доцента Московского университета М. И. Коновалова: 5 августа 1896 года «Высочайшим приказом по гражданскому ведомству переведен на службу по ведомству министерства земледелия и государственных имуществ приват-доцент и сверхштатный лаборант при лаборатории органической и аналитической химии Московского университета, доктор химии Коновалов М. И. профессором по кафедре химии в Московский сельскохозяйственный институт». Уже через несколько месяцев после прихода усилиями Коновалова была создана научно-исследовательская лаборатория. Здесь, в новом учебном заведении, Коновалов продолжил основное направление своей деятельности — изучение нитрующего свойства азотной кислоты на различные органические соединения. Среди работ, проведённых в лаборатории института, особый интерес представлял разработанный Коноваловым в 1898 году «удобный способ превращения вторичных и первичных нитросоединений в соответствующие оксимы и кетоны, или альдегиды». Способ заключался в восстановлении щелочной соли нитросоединения солянокислым раствором хлористого олова. Коновалову удалось впервые получить изонитросоединения, о чём он сделал доклад на заседании Русского физико-химического общества 8 октября 1898 года. А 25 ноября 1898 года, на заседании Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Коновалов выступил с сообщением об искусственном приготовлении индиговых красок с демонстрацией ряда опытов. Совместно со своими учениками он выполнил работу, посвящённую действию азотной кислоты на различные углеводороды: нитрование мезителена. В 1899 году в «Известиях Московского сельскохозяйственного института» было опубликовано исследование о нитровании углеводородов предельного характера в закрытых и открытых сосудах. Под руководством М. И. Коновалова студентами Н. Постниковым, М. Лушниковым и Н. Тулайковым в 1900 году была выполнена работа по изучению возможности процесса денитрификации селитры в почве под влиянием восстанавливающих веществ. Корреспондент газеты «Новое время», Дзержинский район, Калужская обл. Почему М.И. Коновалов стал директором Киевского политехнического института? Как и почему М.И. Коновалов стал директором Киевского политехнического института? Член учёного совета: С 1 июля 1899 года приказом министра финансов профессор Сельскохозяйственного института, доктор химии, статский советник Коновалов М. И. назначался ординарным профессором Киевского политехнического института и исполняющим должность декана химического отделения на 2 года. Сразу же по приезде в Киев (август 1899 г.) Коновалов включился в работу по устройству Института и организации в нем занятий. Являясь деканом химического отделения, Коновалов крепко держал в своих руках руль управления учебным процессом. Своевременно были разработаны учебные планы и подготовлены программы по всем дисциплинам, преподававшимся на химическом отделении. Коновалов неизменно проявлял заботу о студентах, которую вполне можно назвать отеческой. Столкнувшись с проблемой отсутствия кухмистерских вблизи Института, по его предложению правление Института выделило для создания столовой две большие квартиры в доме, где жили профессора. Декан факультета становится заведующим студенческой столовой. Коновалов в составе большой комиссии под предводительством Менделеева Д. И. участвовал в составлении устава Института. Из-за трудного материального положения обучающихся студентов комиссия утвердила за Институтом право освобождать от всей платы за обучение (или от половины этой платы) до половины всего числа студентов. С 1903 года с разрешения высшего начальства открыло свою деятельность «Общество вспомоществования нуждающимся студентам» под руководством Коновалова. В ноябре 1899 года редакция Журнала Русского физико-химического общества получила 2 статьи от только что переехавшего в Киев Коновалова. В работах указывалось, что им продолжаются исследования в области получения солей нитросоединений с аммиаком и с азотистыми органическими основаниями. В исследованиях Коновалова принимали участие не только новые ученики — студенты политехнического института, но и его старые сподвижники, такие как З. В. Кикина, которая в 1900 году приехала в Киев, чтобы поработать в лаборатории своего учителя. Их совместное исследование «Нитрование дигидрокамфена и хлоргидрата пинена» было опубликовано в «Журнале Русского физико-химического общества». Только за период с 1901—1904 гг. Коноваловым было сделано 17 докладов, опубликованных в виде статей в «Журнале Русского физико-химического общества» (всего же в «Журнале Русского физико-химического общества», начиная с 1884 года, им было опубликовано 85 экспериментальных работ). В период с осени 1902 года по 1904 гг. Коновалов М. И. занимал пост директора Киевского Политехнического института, от этой должности он был освобожден в 1904 году по собственной инициативе. В 1905 году при гимназии Жекулиной А. В. (Киев) были созданы женские курсы, первым директором которых стал Коновалов, утвержденный в этой должности сроком на 2 года. М. И. Коновалов занимался не только «чистой» химией, но и химией прикладной: он принимал участие в исследовании воды нового колодца на берегу Днепра(1901), был экспертом по решению вопроса о возможной потере веса костей (1902) и об утечке нефти (1904) при перевозке их по железной дороге; по просьбе правления Киевского газового общества давал заключения, касавшиеся применения вырабатываемого Обществом газа для освещения города (1903). На химическом отделении под руководством М.И.Коновалова проводились так называемые научные чтения, которые позже его преемник проф. Л.В.Писаржевский реорганизовал в химический кружок имени М.И.Коновалова. Широко занимался М.И.Коновалов общественной деятельностью. Михаил Иванович был организатором и сельскохозяйственных курсов, принимал также активное участие в работе ряда научных обществ, читал публичные лекции, давал различные консультации. Уделял внимание изданию научно-популярной литературы, а также переводов научных трудов и учебников зарубежных авторов. Так, например, общался с проф. Л.В.Писаржевским по переводу и изданию учебника по аналитической химии Тредвела, который вышел в 1904 под редакцией Л.В.Писаржевского и с предисловием Н.И.Коновалова. Корреспондент газеты «Московский комсомолец»: Что вы знаете о личной жизни М.И. Коновалова? Член учёного совета: В 1887 году Коновалов Михаил Иванович женился на Муравьевой Любови Михайловне, которая была моложе его на 7 лет. Своих детей у супругов не было, поэтому в 1895 году на основании «Определения Московского окружного суда» Коноваловы усыновили семилетнего мальчика — питомца Московского воспитательного дома. Впоследствии ими был усыновлен ещё один мальчик. В феврале 1900 с участием М.И. Коновалова в помещении КПИ была открыта воскресная школа для рабочих Шулявских предприятий. Заведовала школой жена Михаила Ивановича – Любовь Михайловна Коновалова Корреспондент журнала «Собеседник»: Когда и как умер М.И. Коновалов? Член учёного совета: Много планов было у М.И.Коновалова, но, к сожалению, им не суждено было воплотиться. 25 ноября 1906 М.И.Коновалов в составе комиссии осматривал сооружения по очистке канализационных стоков в парке КПИ, которые ранее были построены под его руководством. Случайно одной ногой он попал в незамеченный люк и был сильно травмирован. Месяц Михаил Иванович тяжело болел. Сотрудники и студенты любили его и очень переживали его болезнь. Сохранилось обращение студентов к его жене Любовь Михайловне с просьбой ежедневно вывешивать бюллетень о состоянии здоровья Михаила Ивановича. Несмотря на все усилия врачей, 25 декабря 1906 на 49-м году жизни М.И.Коновалова не стало. В НТУУ "КПИ" свято хранят память о деятельности М.И.Коновалова. На первом этаже главного корпуса НТУУ "КПИ" среди выдающихся ученых университета есть и бюст М.И.Коновалова, в большой химической аудитории корпуса №4, где он читал лекции, среди выдающихся профессоров-химиков, работавших на факультете, есть и портрет М.И.Коновалова, а на фасаде корпуса висит его мемориальная доска. В 1997 на химико-технологическом факультете введена стипендия имени Коновалова для студентов-органиков, которые имеют высокую успеваемость и занимаются научно-исследовательской работой. Корреспондент газеты: «Аргументы и факты» г. Ярославль: Какие труды были созданы М.И. Коноваловым? Член учёного совета: М.И. Коновалов, ученик и близкий помощник В.В. Марковникова, обогатил нефтехимию одним из наиболее надёжных методов определения структуры парафиновых углеводородов – реакцией нитрования парафинов слабой азотной кислотой. Знание структурных особенностей парафинов, входящих в состав бензиновых фракций нефти, необходимо для определения моторных свойств бензинов. Нитрование по Коновалову, развитое в последующие годы советскими химиками, в частности П.П. Шорыгиным и А.В. Топчиевым, приобрело большое промышленное значение. М.И. Коноваловым были выполнены также ценные исследования по выяснению состава и строения нафтеновых углеводородов, выделенных из кавказских нефтей. Ведущий: «Поздравления химикам» Без химии сегодня – жизнь скучна, Куда ни посмотри – везде соединенья. Цепочки формул переходят в провода И воскрешают наши лучшие мгновенья. Поздравим тех, кто верит в чудеса, Кто каждый день творит их вдохновенно! Мы дарим троекратное «Ура!» Всем химикам, чье мастерство и ум нетленно! В конце пресс-конференции проводится опыт: «Огненный фейерверк в честь учёных-химиков!» Горение магния под водой. Викторина 1. Назвать даты жизни Коновалова М.И. 2. Где родился М.И. Коновалов? 3. Где учился М.И. Коновалов? 4. В каком учебном заведении М.И. Коновалов работал лаборантом? 5. В каких учебных заведениях преподавал М.И. Коновалов? 6. В какой период был профессором неорганической и аналитической химии в Московском сельскохозяйственном институте? (С 1896 по 1899 гг) 7. Когда М.И. Коновалов состоял профессором химии в Киевском политехническом институте ? ( С 1899 г. состоит профессором химии в Киевском политехническом. институте, где первые три года был также деканом химического отделения, принимая участие в устройстве Института и в организации в нем занятий, а затем, два года исполнял должность директора Института; в то же время был преподавателем и директором (3 г.) Сельскохозяйственных курсов в Киеве с момента их возникновения.) 8. Какие работы были напечатаны М.И. Коноваловым? ( Кроме двух диссертаций, напечатал свыше 85 экспериментальных работ в "Журн. Русск. Физ.-Хим. Общ." (с 1884 г.), в "Bericht. d. deutsch. Chem. Gesellsch." (Берлин), в "Comptes rendus de l''Acad. des se. de Paris", в "Известиях. Московского Сельскохозяйственного института). 9. Какие работы были созданы М.И. Коноваловым, о которых Н.Д. Зелинский сказал, что «он воскресил химических мертвецов»? (Был сверхштатным лаборантом при аналитическом и органическом отделении химической лаборатории и приват-доцентом Московского университета, защитил магистерскую диссертацию "Нафтены, гексагидробензолы и их производные" (1889) и докторскую: "Нитрующее действие азотной кислоты на углеводороды предельного характера" (1893). Предложенный им метод (реакция Коновалова) позволил получить и исследовать многочисленные новые нитросоединения. Разработал способ получения из нитросоединений оксимов, спиртов, альдегидов, кетонов и т. д., использовал реакцию нитрования для определения строения углеводородов, создал метод разделения нитросоединений и их очистки при помощи солей. Среди продуктов, получаемых из нефти, есть химическое, инертное вещество — парафин. И название свое это вещество получило от латинских слов «парум аффинис», что значит малоактивный. Сюда же может быть отнесен также вазелин и горный воск. Все попытки химиков «расшевелить» эти неактивные вещества были тщетны. Они не вступали ни в какие соединения. Их так и назвали: «химическими мертвецами». . За «воскрешение» этих «мертвецов» взялся русский химик Михаил Иванович Коновалов (1858—1906). В качестве «живой воды» им была использована азотная кислота.) 10.Кто был учителем М.И. Коновалова ? (Русский химик-органик. Ученик В. В. Марковникова). 4 июля 1884 года научный руководитель Михаила Коновалова В. В. Марковников направил декану физико-математического факультета ходатайство «О предоставления Коновалову М. И. стипендии для оставления при Московском университете». «Выдающееся значение для дальнейшего хода работ,- подчеркивал Марковников В. В.,- имело неожиданное открытие М. И. Коноваловым метода нитрования слабой азотной кислотой. Оно позволяло получать ряд производных нафтенов прежними способами или совсем не получавшихся, или же достигавшихся с большим трудом.»)

 

Команда «Пробирки»,

МАОУ Нестеровская СОШ,
Калининградская область,
Нестеров


Открыть работу

Описание (показать/скрыть)

Тема видеоролика: «Михаил Иванович Коновалов» Цель: изучить историю жизни и творчество российского химика-органика М.И. Коновалова. Перемена Ученик-1 на доске пишет уравнения реакций (именные реакции) и возмущается: -Да что за органическая химия! Мало того, что так все сложно, да еще и фамилий столько!!! Именные реакции алканов: Реакция Вюрца — «именная» реакция удлинения цепи, а точнее, удвоение количества атомов углерода: C2H5Cl + 2Na +ClC2H5 → C4H10 + 2NaCl (из этана получили бутан) Реакция Кольбе: электролиз солей карбоновых кислот: 2СH3COONa -(электролиз)-→ СH3-CH3 (этан) + 2СO2 +2Na Реакция Коновалова: c разбавленной азотной кислотой под давлением алканы нитруются: С2H6 + HNO3 (HO-NO2) → С2H5NO2 + H2O (нитроэтан) Ученик-2: Да не возмущайся, ведь они оставили след в истории, все о них знают! Ученик-1: Да? А ты что знаешь о Коновалове, например? Ученик-2: Нууу… Он химик-органик, ученый… Ученик-1: И все??? Ученик-2: А давайте его самого спросим…вызовем дух Коновалова и все о нем и узнаем! Ученики сели вокруг стола, взялись за руки и стали трагическим шепотом вызывать дух ученого. Дух Коновалова: Здравствуйте, ребята! Вы меня звали? Я хочу поделиться историей своей жизни, и рассказать о своей научной работе. Уч.: Где вы родились? Коновалов: Я родился 1 ноября 1858 года в крестьянской семье, в деревне Будихино под Ярославлем. В шестилетнем возрасте начал обучаться грамоте у местного крестьянина, знавшего грамоту и обучавшего крестьянских детишек. Уч.: После домашнего обучения, куда вы стали поступать? Коновалов: В 1873 году пытался поступить в Ярославскую гимназию, но поступил не сразу – вначале из-за отсутствия необходимых документов, затем из-за недостаточного знания языков – французского, греческого и латыни. Помог, однако, случай – инспектор, который присутствовал на экзаменах, приметил меня, как смышленого подростка, и уговорил гимназическое начальство принять меня условно. За шесть лет обучения я показал упорство и трудолюбие, и окончил гимназию с золотой медалью. Уч.: После гимназии куда вы поступили? Коновалов: В 1880 году поступил в Московский университет. Моим главным учителем стал В.В.Марковников. Он проводил в это время исследования состава нефти. Уч.: На каком факультете вы учились? Коновалов: Я предполагал обучаться на историко-филологическом факультете, но, случайно попав в лаборатории естественного отделения физико-математического факультета, был поражен перспективами естественных наук и твердо решил заняться их изучением. Химия заинтересовала меня больше всего. После второго курса, когда я познакомился с органической химией, то понял, что это именно та наука, которой я готов посвятить свою жизнь. Уч.: А что было потом? Коновалов: Обучаясь на третьем курсе университета, я начинал писать кандидатскую работу по теме «Нефтяные углеводороды». В 1884 году окончил университет с дипломом 1 степени и получил звание кандидата. Я остаюсь работать лаборантом в университете. Через год становлюсь аспирантом и готовлюсь стать профессором. Уч.: Сколько вам на тот период было лет? Коновалов: Мне было тогда 27 лет. Уч.: Чем вы стали заниматься потом? Коновалов: С этого времени я стал заниматься исследовательской работой. Открыл совершенно новый способ нитрования слабой азотной кислотой, что имело большое значение в промышленной технологии нефтяной промышленности. Надо сказать, что именно эти исследования стали фундаментом для практического применения в СССР. Уч.: Каково ваше дальнейшее продвижение в области химии? Коновалов: Через 5 лет после окончания университета я защитил магистерскую диссертацию (1889), а спустя еще 4 года – докторскую. В 1896 получил предложение занять кафедру химии в Московской сельскохозяйственной академии, где продолжил исследования реакций нитрования. В 1899г. я получил приглашение возглавить химическое отделение в Киевском политехническом институте. Уч.: Помимо основной работы, чем вы занимались? Коновалов: И в Москве, и в Киеве, помимо основной работы я способствовал развитию женского образования: в 1890-х гг. в Москве около 10 лет преподавал химию на курсах для женщин под названием «Коллективные уроки», а в 1905-м в Киеве стал первым директором организованных там женских курсов. Уч.: Что такое реакция Коновалова? Коновалов: Первые мои работы были посвящены изучению нефтяных углеводородов. Именно эти работы привели меня к открытию реакции нитрования углеводородов разбавленной азотной кислотой: я обнаружил, что водород в этих соединениях замещается на группу NO2. Это превращение и получило название реакции Коновалова. Уч.: Как вы умерли? Коновалов: Осенью 1906 г. при осмотре станции биологической очистки вод, построенной для Политехнического института, я попал ногой в незакрытый люк канализационного колодца, получил тяжелую травму и через месяц скончался. Мне было тогда всего 48 лет. Ученики: Ой, как вас жалко, вы такой еще молодой! И столько могли еще сделать для химии! Прощайте, Михаил Иванович!

 

Команда «Химеры»,

ГБОУ "Многопрофильная школа № 1955",
Москва


Открыть работ

Описание (показать/скрыть)

Сценарий: Действующие лица: -Коновалов(Егор) -Папа(Андрей) -Дочь(Кристина) *девочке задали написать доклад о русских ученых. Она прибегает домой и не знает что делать, и просит помочь маму. А она рассказывает про Коновалова* Дочь: Мама, я дома. Папа: Иди мой руки и садись кушать. Дочь: Я не хочу есть. Мне нужна твоя помощь! Папа:Чем тебе помочь, моя маленькая? Дочь: Мне нужно написать доклад о каком-нибудь русском ученом. Папа: Ааа…знаю я одного химика-органика. Дочь:О, отлично! Ты мне поможешь? Папа: Конечно помогу, доченька! Слушай и записывай. Его зовут Коновалов Михаил Иванович. ( ворчун идет и берет блокнот с ручкой) Коновалов: Я, Михаил Иванович Коновалов, Родился 1 (13) ноября 1858 года в деревне Будихино Рыбинского уезда Ярославской губернии. в крестьянской семье. В 10 лет переехал в Рыбинск и, служа в трактире своих братьев, прошёл Рыбинское приходское и уездное училище.В августе 1873 года я отправляюсь вместе с матерью в Ярославль для поступления в Ярославскую гимназию, но из-за неимения «нужных бумаг» я не был допущен к вступительным экзаменам. Через год я повторяю попытку поступления. Но, успешно сдав такие дисциплины как, история, география, русский язык, арифметика и алгебра, проваливаю экзамены по языкам. Лишь счастливый случай решил мою судьбу — на экзамене присутствовал инспектор гимназии, который уговорил учителей счесть мои знания за удовлетворительные и принять не в четвертый класс, как предполагалось при поступлении, а в третий. И вплоть до восьмого класса я оставался лучшим учеником в классе. А в 1880 году окончил Ярославскую гимназию с золотой медалью. Дочь: И незнание иностранных языков при поступлении в гимназию не помешало? Папа: вот видишь, дочка, если человек стремится к знаниям, его не остановить! А ведь мог так и остаться в трактире работать и не было бы в России великих открытий Коновалова… Коновалов: Ну, до открытий еще далеко было. После гимназии я поступил в Московский университет. Мечтал стать историком. Но тут помешала дружба. Дочь: Как это? Разве может дружба учёбе мешать? Коновалов: Встретил я товарища своего по гимназии. И повел он меня в лабораторию естественного отделения физико-математического факультета. Это, доложу я вам, зрелище было не из обыденных. Реторты, колбы, установки для опытов…. Изумлению моему предела не было. Какая там история, когда здесь, в лаборатории, творится будущее человечества? Дочь: И так легко сменили одно направление на другое? Коновалов: Я же гимназию с медалью закончил! Экзамены по любому предмету сдать мог! Поступил я на факультет легко. И с самого начала учебы моей основной любовью стала химия. Особенно, когда со второго курса стали органическую химию изучать. Именно она стала моей жизнью, в полном смысле этого слова. Благодаря стремлению своему к науке, я в 1884 году, получив отличные оценки на выпускных экзаменах, окончил университет с дипломом первой степени и званием кандидата (утвержден 20 сентября 1884 г.). Дочь: А дальше работу вы искать пошли? Коновалов: Нет, остался в родном университете, науками заниматься. В октябре 1884 я был назначен лаборантом при технической лаборатории Московского университета. Одновременно также начал преподавать физику в одном частном учебном заведении, поскольку жить тоже надо было на что-то. А феврале 1887 г. после успешной сдачи экзаменов я был утвержден магистрантом по химии. Научная работа полностью поглотила меня в то время. Изучая действие различных реагентов на нонанафтен, я впервые обнаружил, что при взаимодействии с разбавленной азотной кислотой он превращается в нитросоединение. С этого, пожалуй самого главного открытия , и начались мои научные исследования. Дочь: А зачем это все надо было? Папа:Да, практическое применение открытия какое? Или ради открытия все? Коновалов: Труды мои легли в основу действий различных реагентов на нонанафтен. Дочь: А что было потом? Коновалов: В мае 1896 г. меня назначили на кафедру химии в Сельскохозяйственном институте. Там я начал свою деятельность с организации достойной лаборатории, соответствующей последним веяниям того времени. Именно в стенах лаборатории сельскохозяйственного института мне удалось развить свои исследования до величайшего открытия! Оказалось, что нитрирующие свойства азотной кислоты при воздействии на органические соединения способны послужить во многих отраслях хозяйства. Например, можно было искусственно получить индиговые краски, которые до этого получались только из растений. Дочь: а индиговые краски- это что? Коновалов: Это краски синего цвета и всех его оттенков. Папа: Значит, Ваши открытия пошли на пользу художникам? Коновалов: И не только художникам. Я же не только с красками разобрался. У меня ученики появились, вместе с ними мы сделали еще одно важное открытие – закисные соли железа, а также гумус действительно способны восстанавливать селитру до аммиака, хотя и весьма медленно при обычной температуре. Таким образом, была экспериментально доказана возможность денитрификации селитры в почве без участия микробов. Жаль только, что с моим уходом с лаборатории эти работы остановились, а ведь могли принести массу полезности для сельского хозяйства. Дочь: А зачем Вы с лаборатории ушли? Коновалов: Не зачем, а куда. Меня в 1899 году назначили профессором Киевского политехнического института и исполняющим должность декана химического отделения на 2 года. Я включился в работу по устройству Института и организации в нем занятий. Дочь: А что вы там делали? Коновалов: Порядок в институте наводили. Бардак там полный был, пришлось начинать свою деятельность с разработки учебных планов и подготовки программ по всем дисциплинам, преподававшими на химическом отделении. Кстати, даже после переезда в Киев мною продолжают исследоваться области получения солей нитросоединений с разными органическими основаниями. Хотя за организационной деятельностью времени на науку почти не оставалось. Столько всего сделать пришлось- и для студентов благотворительный фонд организовать, и бытовые условия им наладить… Даже курсы женские открыл для подготовки будущих преподавательниц для женских гимназий. Так же я принимал участие в исследовании воды нового колодца на берегу Днепра, был экспертом по решению вопроса о возможной потере веса костей. Дочь: А дальше что было? Сколько еще открытий Вам удалось совершить? Коновалов: А дальше был колодец. ТОчнее, плохо закрытый люк канализационного колодца, в который меня попасть ногой угораздило. И никакие врачи помочь мне не смогли… Так закончилась моя жизнь не дойдя до полувека. А сколько еще открытий мог совершить…