Задания


ВНИМАНИЕ!

Задания 2 тура проекта для возрастных номинаций отличаются:

  1. Онлайн-викторина

    Ответы на вопросы викторины участники подают с помощью онлайн тестирования через Виртуальный кабинет. Для доступа к форме приема ответов используйте логин (игровой номер) и пароль, полученные при регистрации.

  2. Расчетная задача – только для возрастных номинаций 10, 11 класс.

    Результаты выполнения задания команды оформляют в одном файле (документ MicrosoftWord 97–2010 или OpenOffice.org Writer). Файл загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Расчетное задание»).

  3. Творческое задание – общее для всех номинаций

    Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файлов:

    • Электронныйтекстовый документ (документ MicrosoftWord 97–2010 или OpenOffice.org Writer) + Презентация (MicrosoftPowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress) – загружаются единым архивом через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – "Загрузить работу").
    • по желанию можно подготовить видеофайл – загружается через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке «Творческое задание» – "Видеосюжет") .

Все загружаемые файлы должны соответствовать техническим требованиям.

Окончание приема ответов на задания 2 тура – 18-00 (мск) 6 марта 2012 г.

Вопросы онлайн-викторины

Номинация 7-8 классы

Задание 1

Вещество, молекула которого состоит из четырех атомов, – это:

  1. сероводород
  2. тетрахлорид углерода
  3. аммиак
  4. вода

Задание 2

Сумма коэффициентов в уравнении, представленном схемой: Н2О + Р2О5 = Н4Р2О7
равна:

  1. 2
  2. 4
  3. 3
  4. 6

Задание 3

Химический процесс (в отличие от физических) – это:

  1. ржавление железа в воде
  2. плавление стали в конвертере
  3. плавление чугуна в домне
  4. сплавление железа с хромом

Задание 4

Массовая доля брома наибольшая в соединении:

  1. GaBr3
  2. AlBr3
  3. BBr3
  4. InBr3

Задание 5

Масса (в граммах) 0,2 моль гидроксида калия равна:

  1. 11,2
  2. 14,8
  3. 28
  4. 280

Задание 6

Количество вещества (моль) порции оксида натрия, содержащей 6,02·1023 атомов натрия, составит:

  1. 0,25
  2. 0,5
  3. 1
  4. 2

Задание 7

Число электронов на внешнем энергетическом уровне одинаково для:

  1. атомов хлора, марганца, брома
  2. атомов калия, кальция, скандия
  3. частиц S2-; Ar; Br-;

Задание 8

Укажите ряд элементов, которые в соединениях проявляют только степень окисления +1:

  1. Li, Na, H
  2. Li, Na, Cl
  3. Li, Rb, Cs

Задание 9

Максимальная степень окисления брома в соединениях равна:

  1. -1
  2. -7
  3. +3
  4. +7
  5. +5.

Задание 10

Два химических элемента имеют названия, в переводе с греческого означающие зеленый и фиолетовый. Назовите эти элементы.

Номинация 9 класс

Задание 1

Элементом, который проявляет в соединениях единственную степень окисления, является:

  1. водород
  2. кислород
  3. фтор
  4. медь

Задание 2

Молярная масса газа, 0,3 г которого занимает объем 0,224 л (н.у.), равна:

  1. 30 г/моль;
  2. 22,4 г/моль;
  3. 60 г/моль

Задание 3

Формулой оксида хрома, в состав которого входит 2,167 массовых частей хрома и 1,000 массовая часть кислорода, является:

  1. Cr2O3
  2. CrO
  3. CrO3

Задание 4

Массы водорода и кислорода, содержащихся в воде массой 1 кг, равны соответственно:

  1. 0,5 кг и 0,5 кг
  2. 0,11 кг и 0,89 кг
  3. 0,89 кг и 0,11 кг
  4. 0,34 кг и 0,66 кг

Задание 5

Объем хлороводорода (н.у.), который потребуется для приготовления 1 л водного раствора, в котором массовая доля хлороводорода равна 0,12 (или 12%), а плотность равна 1,059 г/см3, равен:

  1. 12 л
  2. 78 л
  3. 22,4 л
  4. 87 л

Задание 6

Чему равна степень окисления и валентность атома азота в молекуле азотной кислоты?

  1. степень окисления +5; валентность IV
  2. степень окисления +5; валентность V
  3. степень окисления +4; валентность V

Задание 7

Только восстановителем в химических реакциях является:

  1. водород
  2. кремний
  3. медь
  4. графит

Задание 8

При диссоциации 1 моля алюмокалиевых квасцов образуется катионов:

  1. 1 моль
  2. 2 моль
  3. 3 моль
  4. 4 моль

Задание 9

Сумма коэффициентов в уравнении окислительно-восстановительной реакции KClO3 + P → … равна:

  1. 18
  2. 15
  3. 21
  4. 19

Задание 10

Самым тугоплавким металлом является:

  1. вольфрам
  2. титан
  3. лантан
  4. цирконий

Номинация 10 класс

Задание 1

Формула высшего оксида элемента с электронной конфигурацией 1s22s22p63s23p2

  1. Э2О
  2. ЭО2
  3. ЭО3
  4. ЭО

Задание 2

Реакция среды нейтральная в растворе соли:

  1. Rb2S
  2. Rb2CO3
  3. Rb2SO3
  4. Rb2SO4

Задание 3

К 400 г 18%-го раствора гидроксида калия добавили 100 г раствора, содержащего 0,5 моль того же вещества. Конечная массовая доля растворенного вещества (в процентах) равна:

  1. 20
  2. 25
  3. 30
  4. 40

Задание 4

Диоксид серы реагирует с:

  1. CO2, O2
  2. KOH, KHCO3
  3. H2S, HCl
  4. H2SO4 (разб.); K2СO3

Задание 5

Смесь кальция и оксида кальция (массой каждого вещества по 15 г) обработали избытком разбавленной уксусной кислоты и собрали газ объемом … в литрах (н. у.).

  1. 2,1
  2. 4,2
  3. 8,4
  4. 16,8

Задание 6

В реакции серебряного зеркала 0,66 г альдегида образует 3,24 г осадка. Молекулярная формула альдегида:

  1. CH3CHO
  2. HCHO
  3. C2H5CHO
  4. C3H7CHO

Задание 7

В пробирке 1 находится бромная вода. В нее внесли палочку с прилипшими кристаллами неизвестного органического вещества. В пробирках с номерами 2-5 показаны происходящие изменения в течение нескольких секунд. Какие предположения о внесенном веществе (укажите его название) можно сделать, оценивая признаки проходящих реакций?

Задание 8

Для осуществления схемы превращений подберите необходимые реагенты, дайте название углеводороду Х1. Ответ состоит из цифр – номеров реагентов. приведенных в последовательности указанных превращений первых двух стадий и названия соединения Х1. Пример оформления ответа: 1,2 (толуол).

Реагенты:

  1. HNO3 + H2SO4
  2. CH3OH, H3PO4
  3. этилен, H3PO4
  4. пропен, H3PO4

Задание 9

Дайте названия веществам (A, B, D, C, E), участвующим в приведенной схеме превращений:

Задание 10

Назовите элемент, в атоме которого на предвнешнем уровне находится 13 электронов, а на четвертом внешнем – 2 электрона:

  1. технеций;
  2. железо;
  3. марганец;
  4. кобальт.

Номинация 11 класс

Задание 1

Плотность по водороду газовой смеси из 56 л аргона (н.у.) и 28 л азота (н.у.) равна:

  1. 16
  2. 18
  3. 19,5
  4. 22

Задание 2

Выберите ряд веществ, в котором энергия химической связи уменьшается, а длина связи возрастает:

  1. СН4; SiH4; GeH4
  2. H2S; H2O; SeH2
  3. HBr; HJ; HCl
  4. AsH3; NH3; PH3

Задание 3

Вещество в твердом агрегатном состоянии характеризуется низкой температурой плавления и кипения, высокой летучестью. Следовательно, кристаллическая решетка вещества:

  1. атомная
  2. ионная
  3. металлическая
  4. молекулярная

Задание 4

В ряду веществ: НF; HCl; HBr; HJ энергия межмолекулярных водородных связей:

  1. увеличивается
  2. уменьшается
  3. не изменяется
  4. увеличивается, а затем уменьшается.

Задание 5

Полярность химической связи наибольшая в частице:

  1. СО
  2. ВF3
  3. NF3
  4. NO

Задание 6

В пробирках 1 и 2 находятся водные растворы этилового спирта и фенола. В растворы опускают одинаковые стеклянные палочки с нанесенным на конец палочки неизвестным веществом.
Помешивая палочкой в растворах, наблюдают за происходящими внешними изменениями окраски растворов, которые можно заметить на этих стоп-кадрах (7 состояний).
Затем одну из пробирок помещают в пламя спиртовки и осторожно, при встряхивании раствора нагревают в течение минуты.
Какое вещество внесено в пробирки с растворами? В какой пробирке находится раствор этилового спирта, а в какой – раствор фенола (установите соответствие).


Задание 7

Навеску 26,8 г смеси двух одноосновных органических кислот растворили в воде. Половину раствора обработали избытком аммиачного раствора оксида серебра, при этом выделилось 21,6 г серебра. На нейтрализацию другой половины раствора потребовалось 0,2 моль гидроксида натрия. Определите: какие кислоты растворены в воде и какова масса каждой из кислот в смеси (в граммах). Ответом служат названия кислот и их масса, пример ответа: пропановая кислота (0,1 г); пентановая кислота (21.1 г)

Задание 8

При полном сгорании навески газообразного углеводорода, широко применяющегося в промышленном органическом синтезе, масса образовавшейся воды оказалась равной массе исходной навески. Определите строение углеводорода. Ответом служит название углеводорода (IUPAC).

Задание 9

При нитровании бензола получен продукт, для полного восстановления 2,07 г которого необходим раствор 14,4 г нонагидрата сульфида натрия (в ходе восстановления выпадает желтоватый осадок). Определите вероятный качественный и количественный состав продукта нитрования. Условия реакции нитрования не приводятся.

Задание 10

Установите структурную формулу соединения С6Н12Cl2, если при гидролизе оно переходит в карбонильное соединение, а при окислении последнего образуется смесь ацетона, уксусной, пропионовой и 2-метилпропионовой кислот. Ответом служит название вещества (IUPAC) .

Расчетная задача – только для возрастных номинаций 10, 11 класс

Номинация 10 класс

Расчетная задача:

Сколько граммов декагидрата сульфата натрия (Na2SO4·10H2O) выделится из 100 г насыщенного при 30°С раствора, который охлажден до 0°С? (Примечание: массовая доля безводного сульфата натрия при 0°С равна 4,3 %; а при 30°С – 29 %).

Дать подробное решение задачи.

Номинация 11 класс

Расчетная задача:

Сколько граммов воды и медного купороса нужно взять для приготовления такого количества насыщенного при 80°С раствора, который при охлаждении до 0°С выделит 20 г медного купороса? (Массовая доля безводного сульфата меди при 80°С составляет 34,9%; а при 0°С – 12,9%).

Дать подробное решение задачи.

Творческое задание – общее для всех номинаций

Однажды в детском саду ребятишкам дали возможность «похимичить» (см. видеофрагмент; для просмотра видео на компьютере должен быть установлен Adobe Flash Player).

Порядок выполнения творческого задания

  1. Понаблюдайте за действиями ребят в видеофрагменте.
  2. Опишите, что они делают.
  3. Придумайте и запишите свою сказку (в прозе или стихотворной форме) на химическую тему для детей младшего возраста. Место действия – кухня. В сказке должны соблюдаться все правила безопасного обращения с химическими веществами. Примечание: В качестве «химических реактивов» используйте имеющиеся на кухне: соль, сахар, пищевая сода, уксус (разбавленный), лимонная кислота, мука, крахмал, мыло, жидкое моющее средство для посуды, а также любые фрукты и овощи, чай каркаде, сушеные растения или замороженные ягоды. При использовании других веществ, дайте обоснование возможности их использования.
  4. Команды возрастных номинаций 9, 10, 11 классы должны привести уравнения реакций тех превращений, которые будете наблюдать в рамках учебной программы курса химии соответствующего класса.
  5. Оформите сказку в мультимедиа формате.

Оформление творческой работы
Результат выполнения творческого задания – два файла:

  1. Текстовый документ включает в себя:  пример оформления документа
    • описание видеофрагмента (пункт 2 творческого задания);
    • текст своей сказки;
    • перечень используемых «химических реактивов» с описанием их свойств, которые должны наблюдаться;
    • уравнения реакций (возможных) – для 9-11 классов.
  2. Иллюстрации – в любом из следующих мультимедиа форматов:
    • Презентация MicrosoftPowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress (файлы *.ppt, *.pps, *.pptx, *.ppsx, *.odp). На слайдах могут быть текстовые пояснения.
    • Видеофайл.
  3. Примечание: в работе не должны быть использованы материалы (рисунки, фотографии), взятые из сети Интернет. В своих работах можно использовать только собственные фотографии, рисунки, модели, которые вы создадите.

Критерии оценивания творческих работ:

  1. Грамотное описание видеофрагмента с химической точки зрения.
  2. Содержание сказки: занимательность, соблюдение правил безопасного использования веществ.
  3. Качество оформления: общее впечатление от оформления, его соответствие содержанию сказки.
  4. Химическая грамотность постановки сказки.

Возникли вопросы?

  • Электронная почта (e-mail): chemproject@edu.yar.ru
  • Телефон: +7 (4852) 32-88-91, 30-29-62
  • Конференц-связь MS Lync: aliya@unicom.edu.yar.ru (для участников из Ярославской области)