Задания 2 тура
2015/2016 учебного года
Онлайн-викторина Исследовательское задание
Творческое задание Экспертная оценка
Ключевые даты
Этапы выполнения заданий 2 тура |
Дата получения (начала выполнения) задания |
Дата окончания выполнения задания |
---|---|---|
|
11-00 (мск) |
14-00 (мск) |
|
11-00 (мск) |
17-00 (мск) |
|
11-00 (мск) |
17-00 (мск) |
|
11-00 (мск) 29 февраля 2016 г. |
17-00 (мск) |
|
11-00 (мск) |
17-00 (мск) |
|
До 4 апреля 2016 г. | |
|
4 апреля 2016 г. | 5 апреля 2016 г. |
|
5 апреля 2016 г. |
Задания онлайн-викторины будут опубликованы на сайте в срок, указанный в расписании тура. Через 3 часа после публикации заданий на сайте в Виртуальном кабинете команд появится ссылка Пройти тестирование.
ВНИМАНИЕ: Ответы команд, присланные по электронной почте, поданные любым способом, отличным от онлайн тестирования, не принимаются к зачету!
7-8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Правила работы с системой подачи ответов
- Свои ответы зарегистрированные команды подают только с помощью онлайн-формы по ссылке «Пройти тестирование» в Виртуальном кабинете.
- Распределите обязанности и спланируйте работу каждого члена команды. Только работая в команде, вы сможете справиться со всеми заданиями!
- При выборе времени для подачи ответов учтите необходимость заблаговременно пройти Пробное тестирование (ссылка в Виртуальном кабинете) для предупреждения и своевременного решения возможных технических проблем.
- Тесты назначаются для команд автоматически, согласно выбранной при регистрации команды возрастной категории. До начала подачи ответов на онлайн-викторину обязательно убедитесь, что Вы правильно указали возрастную категорию команды. Сделать это можно в Виртуальном кабинете, в сведениях о команде (значок «i» рядом с названием команды в левом верхнем углу).
-
Доступ к подаче ответов на онлайн-викторину тура открывается и закрывается автоматически строго по времени, указанному в расписании тура на странице О туре. Команда может зайти в систему онлайн-тестирования в любое удобное время в период проведения онлайн-викторины, указанный в расписании и столько раз, сколько понадобится для подачи ответов на все вопросы.
После указанного в расписании времени зайти в систему тестирования команды не смогут. - Щелкнув по ссылке «Пройти тестирование» в Виртуальном кабинете команды, вы попадаете на вводную страницу, на которой описаны основные правила подачи ответов. На этой странице есть ссылка «Начать тестирование». После ее нажатия вы переходите на список вопросов (заданий) с краткой формулировкой вопросов.
- Команда может отвечать на вопросы не по порядку: выбираете из списка вопрос для ответа, нажимаете на него и переходите к заполнению ответа на вопрос, далее нажимаете кнопку «Отправить», после этого автоматически возвращаетесь на список вопросов. Выбираете следующий вопрос и т.д.
- Для подачи ответа на вопрос команда выбирает из списка/сопоставляет/впечатывает свои ответы (ответ) в точном соответствии с инструкциями к каждому вопросу. Для вопросов, где требуется вписать ответ, впишите ответ (ответы) в рамку одним словом без знаков препинания и дополнительных пробелов, регистр букв значения не имеет. Затем необходимо нажать кнопку «Отправить».
- После нажатия кнопки «Отправить» вернуться и исправить свои ответы на данный вопрос будет нельзя.
- Если вы перешли к заполнению ответа на вопрос, но поняли, что пока не готовы дать на него ответ, и нужно время для размышления, вы можете вернуться к списку вопросов и выбрать другой.
- После завершения ответов на все вопросы появится сообщение о завершении прохождения онлайн-викторины.
Для отображения исследовательского задания нажмите на ссылку с названием возрастной категории.
Составьте план эксперимента, проведите исследование, проанализируйте результаты и дайте их обоснование, сделайте выводы.
Технические требования:
- Результаты выполнения задания команды оформляют в одном файле (документ Microsoft Word 97–2010 или OpenOffice.org Writer файлы *.doc, *.docx,*.odf ) и загружают в Виртуальном кабинете (по ссылке «Исследовательское задание») до 17:00 1 октября 2015 г.
- Максимальный размер файла 10мб.
- Допускается вставка в текст документа фотографий, иллюстрирующих ход выполнения эксперимента (через меню «Вставка» – «Рисунок из файла»).
«7-8 класс» «9 класс» «10-11 класс»
Изучаем физические свойства веществ
Зависимость растворимости веществ от их природы и температуры
Оборудование и реактивы: две плоскодонные колбы (100-150 мл), спиртовка, весы, мерный цилиндр (25 мл), термометр; хлорид натрия, нитрат калия, дистиллированная вода
Взвесьте по 2 порции хлорида натрия и нитрата калия: одна порция – 8 г, другая – 40 г. В колбы налейте 25 мл воды комнатной температуры и постепенно добавляйте в них соли из меньшей порции, каждый раз взбалтывая раствор до полного растворения солей. Хлорид натрия полностью растворяется, в то время как 1/3 нитрата калия осталась нерастворенной. С помощью термометра убедитесь, что при растворении солей происходит понижение температуры.
Нагрейте растворы до 60 оС и добавляйте в них соли из 40-граммовых порций при перемешивании. После добавления небольшого количества хлорида натрия его раствор становится насыщенным (остается большая часть нерастворенной соли); в противоположность этому вся 40-граммовая порция нитрата калия полностью растворяется в воде. Какие выводы можно сделать о растворимости солей в холодной и горячей воде?
В таблице приведена зависимость растворимости солей от температуры (данные приведены в г на 100 г воды).
Температура, оС |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
NaCl |
35,9 |
36,1 |
36,4 |
36,8 |
37,2 |
37,5 |
38,1 |
KNO3 |
31,6 |
46,0 |
63,9 |
85,5 |
110,1 |
137,5 |
168,8 |
- По данным таблицы постройте кривые растворимости и определите температуру, при которой оба насыщенных раствора будут содержать одинаковые массы растворенных солей.
-
Насыщенный при данной температуре раствор – это равновесная система «насыщенный раствор – осадок». Объясните, почему равновесие в системе:
вода + соль ? насыщенный раствор
смещается вправо при повышении температуры. Почему растворимость хлорида натрия и нитрата калия уменьшается при охлаждении растворов? (Вспомните принцип Ле Шателье).
Номинация 9 класс
В вашем распоряжении имеется набор кислот одинаковой концентрации: соляная, азотная, серная, фосфорная (используйте имеющиеся в школьной лаборатории по согласованию с учителем). Проведите опыты, на основе которых расположите данные кислоты в порядке возрастания их силы, как электролитов.
Продумайте эксперимент, приведите краткое описание эксперимента. Укажите используемое оборудование и реагенты. Обоснуйте порядок выполнения опытов. Составьте таблицу исследования, в которой отразите наблюдения и выводы. Фиксируйте выполнение эксперимента поэтапно (фото).
Укажите меры предосторожности при работе с растворами веществ.
Номинация 10-11 классы
Химия и криминалистика
Загадка Вултонской тюрьмы
«Холодные стены Вултонской тюрьмы, казалось, выплывали прямо из серого утреннего тумана, окутавшего поля и леса вокруг нашего экипажа. Я плотнее запахнул пальто и повернулся к Холмсу, который глядел в окно, глубоко задумавшись о предстоящем деле. Затевалась большая игра, и я вновь был рядом с величайшим детективом мира».
Так начинается один из рассказов о химических приключениях Шерлока Холмса.
Факты о преступлении, которые излагает Шерлок Холмс Ватсону (в сокращении).
Шерлок Холмс: – Вожак преступной банды Таддеус Стамп заключен в Вулстонскую тюрьму, но другие члены банды остались на свободе… В Лондоне на несколько месяцев стало тихо. Но две недели назад банда снова начала действовать.
Ватсон делает вывод о существовании связи главаря с бандитами. Как? Каким образом?
Шерлок Холмс: - Его зловредные идеи и преступные мысли проникают через стены, в которых его держат. Он руководит шайкой, даже находясь в тюрьме. Это, Ватсон, оскорбительно для всей королевской правоохранительной системы.
Начальник тюрьмы: – … недавно установлено, наличие регулярных связей Таддеуса Стампа с его головорезами в Лондоне. Но я считаю это невозможным. Он сидит в полном одиночестве и камере без окон и без связи с внешним миром….
Попутно выясняется, что охранник – глухонемой.
Заглянув в камеру через щель, Шерлок Холмс и Ватсон увидели следующую картину, описанную Ватсоном: – В тускло освещенной камере не было окна. Я разглядел узкую кровать и табурет перед грубым деревянным столом. На столе стояла коптилка, возле нее лежала аккуратно сложенная газета, а подальше виднелась миска с двумя картофелинами, кувшин, кружка и что-то похожее на железную терку. На полу валялась смятая одежда, а сам Стамп лежал на кровати и мерно храпел.
Этот беглый осмотр камеры позволил Холмсу сделать соответствующие выводы.
Ответьте на вопросы, следующие из выводов, сделанных Шерлоком Холмсом:
- Как передаются послания из тюрьмы? Кто передает банде приказы Стампа?
- Какая химическая реакция поможет Холмсу разоблачить Стампа?
- Проделайте эксперимент с веществами, которые используются для тайной переписки. Приведите схемы или уравнения реакций.
- Напишите ответы на вопросы имеющимися у вас средствами для невидимой переписки и проявите их.
- Подтвердите фотографиями проделанный вами эксперимент, в том числе – пробирочный.
- Какие еще средства тайнописи вам известны? Осуществите опыты, дайте объяснения.
«Слайд-газета» ко дню Химика (или День химических Знаний)
Цель газеты: привлечь внимание одноклассников к предмету.
Создать разные рубрики – новое в химии, события и факты из истории химии, о веществах, об ученых; задачи, викторины, рассказы; календарь юбилейных и памятных дат… всё, что вас интересует, и чем хотите поделиться с одноклассниками, разработки занимательные опытов, подготовка к экзаменам…
Каждая команда, участвующая в проекте, составляет «слайд-газету» как дополнение к основному учебнику, возможно и к конкретному уроку, с учетом рекомендаций учителя.
«Слайд-газета» по химии должна быть снабжена заглавием, отражающим тематику, девизом, авторскими иллюстрациями (фото, рисунки, коллажи). Число слайдов ограничено – не более 10.
«Слайд-газета» должна пройти экспертизу одноклассников, отзывы которых необходимо добавить в поле Описание при загрузке презентации.
Участники предоставляют работы в виде:
- презентации (Microsoft PowerPoint 97–2010 или OpenOffice.org Impress). Файл загружается в Виртуальном кабинете (по ссылке «Презентация»). Объем файла – не более 10000 Кб. В поле Описание при загрузке презентации добавляются отзывы одноклассников после просмотра и обсуждения «слайд-газеты».
Полезный совет: Как уменьшить размер презентации?
Экспертная оценка творческих заданий
Работы оцениваются по общим для всех творческих работ параметрам:
-
Содержание
- соответствие теме
- интересность представленных материалов
- ошибки правописания и опечатки
- самостоятельность при выполнении: оформление без нарушения авторских прав и использования материалов, принадлежащих посторонним авторам
-
Креативность
- оригинальность и необычная авторская концепция
- убедительность: творческий подход, оригинальное представление материала
- актуальность: соответствие заданному в задании жанру – газета
-
Оформление
- стиль оформления отражает содержание презентации
- оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики
- изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию
- графика не затрудняет чтение текста
- текст, фон, заголовки – текст легко читается, фон сочетается с графическими и текстовыми элементами
- цвет текста и фона не затрудняет восприятие информации
- Всем командам предоставляется возможность принять участие в работе экспертной комиссии по оцениванию творческих работ, выполненных другими командами-участниками в своей возрастной категории. Оценка за работу в такой комиссии является составной частью общего балла команды за творческое задание.
- Каждая команда в Виртуальном кабинете получает 10 творческих работ в своей возрастной номинации для проведения экспертной оценки. Выборка работ для оценки составляется автоматически (случайным образом).
- Работы будут оцениваться по общим для всех команд параметрам.
- По каждому параметру выставляются оценки от 1 до 5 «звездочек». (1 звездочка – наименьшая оценка по конкретному параметру, 5 звездочек – максимальная оценка).
-
Просмотр и оценку работ предлагаем выполнить следующим образом:
- 1 шаг – последовательно посмотреть и ознакомиться с каждой из полученных работ, не выставляя оценок. Это нужно для того, чтобы более объективно дать оценку при повторном просмотре.
- 2 шаг – обсудите критерии оценки между членами своей команды.
- 3 шаг – экспертный просмотр каждой работы с выставлением оценок по каждому предложенному параметру от 1 до 5 «звездочек».
- Примечание: работая экспертом, будьте предельно внимательны, старайтесь быть объективными и доброжелательными, выставляя «звездочки» работам других команд-участников.
- Внимание: баллы за работу в экспертной комиссии выставляются команде с учетом качества выставляемых оценок. Чем более объективно и корректно вы оцените работы других участников, тем больше баллов за этот вид деятельности получит Ваша команда.